- Добрый день! Рады вас видеть. Расскажите о себе, чем вы занимаетесь?
- Меня зовут Абдулло Нарзуллаев мастер по керамике в 6-ом поколении. Это традиционная керамика Гиждувана. Мои предки тоже были мастерами по керамике, мой отец Ибодулло Нарзуллаев 1926 года рождения был известным мастером керамики Узбекистана. Мама Мустабшира-ая Баракаева тоже ремесленница, она у нас занимается вышивкой. В нашей семье занимаются двумя видами ремесла – керамика и сюзане.
"Абдулло Нарзуллаев, 1963 года рождения, мастер по керамике, по образованию педагог, окончил Бухарский Педагогический институт. Является участником более 100 международных выставок и различных конференций по народно-прикладному искусству. Основал музей керамики, где хранятся керамические изделия со всех регионов Узбекистана и Центральной Азии. Является депутатом Гиждуванского Кенгаша народных депутатов."
- Когда вы решили стать мастером и почему?
- Из поколения в поколение в нашей семье передавалось ремесло от отца к сыну. Я даже не думал о другой профессии. Так у нас заведено в семье, что дети продолжают дело отца, деда. У меня две дочери и сын, тоже продолжают нашу работу. Сын работает со мной, дочери занимаются керамикой и вышивкой сюзане, все получили высшее образование и идут по нашим стопам, продолжая дело наших предков.
- Сколько лет вы уже занимаетесь керамикой?
- Достаточно много, можно сказать всю свою жизнь. С 6 -7 лет отец забирал меня с собой в мастерскую, в то время мастерской еще не было в доме. С самого детства я видел, как мой отец работает, наблюдал за процессом, подавал инструменты. А мой сын уже с 3 лет в ремесле, так как мастерскую мы построили уже рядом с домом, и с малых лет видит наше ремесло.
- А вы помните вашу первую работу?
- Сложно сказать, потому, как это было очень давно. Еще ребенком в мастерской с отцом, подавал ему инструменты, наблюдал за тем как он работает, постепенно пробовал работать с глиной, садился за гончарный круг. В возрасте 14-15 лет самостоятельно начал делать свои изделия. В этом возрасте уже работал на гончарном кругу, что очень важно для мастера керамики.
Так заведено у нас в мастерской, что весь процесс выполняется нами в мастерской, то есть ученик проходит весь этап. Молодой мастер должен знать все, уметь выполнить все этапы, весь процесс, начиная подбором глины, заканчивая обжигом. Я к чему это говорю, в некоторых центрах принята узкая специализация, имею в виду, какая - то семья занимается только изготовлением глины, какая-то только красителями и т.д. Но основное правило, основной принцип Гиждуванской керамики – мастер должен уметь делать весь процесс сам от начала до конца.
- Расскажите вкратце об этапах.
- Весь процесс состоит примерно из 24 этапов, это округленно. Есть правда мастера коллеги из Афганистана, у которых процесс состоит из 72 этапов. Хотя, тоже используют такую же технологию, как и мы.
Как говорил мой покойный отец, у нас в работе с керамикой вообще нет мелочи. Если не уделять внимания каждой мелочи, в последствие это может повлиять на качество изделия, но об этом можно узнать только после обжига. То есть качество изделия будет видно только после заключительного обжига.
Процесс начинается с подбора сырья. Глина должна быть максимально чистая, есть определенные приметы, по которым можно судить насколько чистая глина. В составе должно быть очень мало примесей, например песка и так далее. На выбранной глине мы еще экспериментируем, пробуем, если она подходит - то работаем с ней дальше.
- А где вы берете глину?
- В Гиждуване. Чтобы найти подходящую глину нужно с почвы убрать слой в 70 см. Следующий слой примерно 70 см пригодный для использования. А остальное выше или ниже не подходит. Далее в глину добавляют пух от камыша, он держит связку как арматура. И бентонит (гильмоя) - это морская глина, желтого цвета, месторождение Кизил Тепа. В зависимости от того какое изделие будет изготавливаться пропорции ингредиентов будут разные. До подачи на гончарный круг глина обрабатывается несколько раз ногами, потом руками. Затем уже формируется на гончарном круге. Чем дольше пролежит глина, тем качественней будет изделие. В Китае, например, если в семье гончара рождается сын, отец уже с рождения для него заготавливает глину несколько тонн. Только после того как сын становится мастером, он может использовать эту глину.
Далее, возвращаясь к процессу. На гончарный круг подается глина и начинается формовка. Благодаря работе ног гончарный круг крутится и можно задать определенную скорость, при которой очень удобно руками придавать форму изделию. После того как закончили с формой, нужно подсушить примерно 2 часа, для того чтобы потом придать более ровную и красивую форму изделию. На этом формовка еще не закончена, на следующий день изделие переворачивается и уже обрезается лишний слой снизу. Потом в течение 2 дней минимум проходит этап сушки. Просушив изделие – начинается этап обработки, шлифовки (рубак-ямок), снова сушка. После покрывается ангобом, то есть создается фон. Для фона используется уже белая, красная или желтая глина местного происхождения. После сушки, например изделие блюдо окунается в ангоб. Снова сушится в тени, далее идет уже процесс росписи.
Гиждуванская роспись – это только растительный и геометрический орнамент, так как испокон веков религией не одобряется изображение живых существ. После нанесения орнамента идет закладка изделия для первого обжига, в печи примерно 800 градусов время обжига 16 -18 часов производится первый обжиг. После чего остывает в этой же печи 2 суток. Затем покрывается глазурью и снова сушится и снова обжиг. Второй обжиг уже проходит при температуре 950 градусов около 18-20 часов, время остывания в печи еще 2 суток.
- Откуда вы берете другие материалы?
- Мы используем материалы только местного происхождения, потому как хотим сохранить наше традиционное ремесло. Использование новых технологий или же материалов могут привести к другому результату, а для нас важно сохранить качество изделий и традиции передающееся от наших предков. Красители тоже местные – это белая, красная, желтая глина и плюс окиси метала. Окись кобальта – синий цвет, окись железа – желтый цвет, окись марганца – коричневые тона, зеленые тона дает окись меди. Окись меди мы делаем сами, обжигаем, обрабатываем и т.д. Окись железа берем у кузнецов, а окись кобальта испокон веков покупали у России, а сейчас и в Китае.
- Ваша самая необычная работа?
- Сложно сказать, мы работаем еще над тем, чтобы восстановить технологию изготовления глазури из растений. После 10 лет опыта нам удалось восстановить уникальную технологию изготовления глазури «Ишкоровая глазурь» - щелочная глазурь. Это очень старинная и интересная технология, с помощью которой глазурь получают из натуральных природных компонентов, определенных видов растений. Сезон сбора этих растений в октябре месяца. Есть много разновидностей этих растений как киркбугин, туятовон, балик кузи и другие, растут в виде кустарников в окрестностях Бухары, Хорезма. Эти растения сжигаются на костре. Золу кустарника смешивают с небольшим количеством кварцевого песка и под температурой 1400 градусов обжигают, впоследствии получается кристалл, который обрабатывают и делают из него глазурь. И что интересно, такая технология создания глазури была только в Самарканде, в Бухаре, даже коллеги из США подтверждают этот факт. Вся майолика, мозаика, которая украшает наши памятники, покрыта этой глазурью. Основной секрет, что они не теряют свои свойства в течение многих веков – это состав глазури.
Есть вопрос, почему та часть памятников, которую строили в древности так и стоит по сей день, а то, что реставрируется уже через 5 лет снова требует замены.
Если рассматривать вопрос качества того времени и современность, можно сказать это была борьба, конкуренция мастеров за получение государственных заказов потому что нужно обеспечить семью на долгие годы. Это борьба за право называться лучшим мастером и оставить свое имя в истории. Поэтому мастера, имея даже несколько учеников, свои секреты передавали только сыновьям. А те, у кого не было сыновей, выдавали замуж свою дочь за самого способного ученика, тем самым сохраняя свои секреты и ремесло в семье.
В мире проводится очень много лабораторных анализов плиток, архитектурных памятников, и удивительно то, что качество очень хорошее, но состав в каждом памятнике другой.
- В разговоре вы упоминали коллег из разных стран, вы ездите на какие-то конференции?
- Да. Помимо того, что мы занимаемся ремеслом, участвуем в таких программах как обмен опытом среди мастеров из разных стран. Это очень важно и нужно. Я являюсь участником более 100 международных выставок и различных программ по обмену опытом. Более того мы с коллегами и учеными из Афганистана, США, Франции поддерживаем тесный контакт. Мои друзья, ученые из Лувра проводят исследовательскую работу по изучению наших памятников XV – XVI веков, эпохи Темуридов. Один из моих друзей во Франции Фредерик Брессан возглавляет общество Темуридов во Франции, уже 30 лет она занимается этой деятельностью, а также пропагандирует культуру и историю Узбекистана во Франции. В следующем году этой ассоциации исполняется 30 лет и наши друзья и коллеги хотят справить эту круглую дату у нас здесь в Узбекистане. Двадцатилетие ассоциации справлялось во Франции, где я принимал участие.
- Сколько стран вы посетили?
- Я побывал в 108 странах на международных выставках, а некоторые страны посещал не один раз.
- Опишите свою рабочую обстановку.
- Можно сказать одним словом - сказочная обстановка. Если человек приходит к нам впервые, у него создастся впечатление, что он попал в средневековье. Гончарные механические круги, мельница для изготовления глазури, которая вращается осликом, печи старого образца, где мы делаем обжиг – всё это создаёт особую атмосферу.
- Какими качествами характера должен обладать человек, чтобы заниматься таким ремеслом как изготовление керамики?
- Я считаю, что человек должен быть в первую очередь честным, открытым, порядочным. Наш отец нам часто повторял - Ложь и непорядочность в работе неприемлема. Наша профессия очень тонкая и любая ложь в работе или же работа наспех, невнимательное отношение к работе влияет на результат и на качество изделий. Если делать не качественно, не от души, быть не порядочным в отношении к покупателю дело далеко не пойдет, мало такого еще и имя можно своё потерять.
- Какие изделия вы изготавливаете?
- Наши изделия разнообразны, около 60-70 традиционных форм и столько же орнаментов. Тарелки, блюда, косы, пиалы, чайники, различные вазы, кувшины. Все изделия отлично переносят перепады температур и могут быть использованы как в быту, так и для декорации.
Чтобы посмотреть какие изделия мы изготавливаем, стоит к нам приехать или зайти на наш новый сайт. Он почти готов www.folkceramic.uz, там вы можете посмотреть, а также приобрести наши работы.
- Что влияет на качество изделий?
- Абсолютно всё. И правильно подобранные материалы, и сам процесс работы, внимательное отношение мастера, и даже настроение. Я не берусь за работу, когда нет настроения. Как уже говорил, в нашей работе нет мелочей, каждая деталь важна. Есть одна легенда про мелочь.
- Как интересно. Расскажите, пожалуйста нам.
- Сначала объясню из истории. В старину каждый родитель хотел отдать свое дитя на обучение к мастеру, был жесткий отбор. У хорошего мастера был достаточно большой выбор учеников. Если возникали споры среди мастеров, их рассматривал «усто-бобо» старейший из мастеров. В старину так было заведено, что мастер принимал ученика в присутствии родителей и «усто-бобо», с того дня родители можно сказать уже не имели прав на своего ребенка. И Ученик должен был полностью вникать в ремесло, учиться и помогать.
Итак, один Ученик долго работал и учился у Мастера. Проходит 15 лет, Ученик считает, что он уже достаточно проучился, чтобы стать самому мастером. И просит «Усто-бобо» чтоб Мастер провел обряд посвящения ученика в мастера. По настоянию «Усто-бобо» провели обряд, хотя Мастер считал, что Ученик еще не готов. Проходит время, молодой Мастер все также делает как его учили, но ничего не получается, все изделия становятся чёрными. Молодой мастер приходит к своему Мастеру-наставнику и жалуется, что у него не получается как у него. «А я ведь говорил, что ты еще не готов, возвращайся в ученики, будешь еще 10 лет учиться». Прошло 10 лет, а Ученик так и не понял в чем еще секрет качественного изделия. «Кому - то суждено стать мастером, а кому - то нет. Ты не обращаешь внимания на мелочи» - однажды сказал мастер. «Каждый раз, когда ты будешь прикасаться к посуде, нужно делать «Пуффф», нужно сдувать пылинки с работы» - сказал Мастер.
На деле получается, что такая вроде мелочь как пыль может испортить многое. Пыль садится на изделие, ученик, не обращая на это внимания, покрывает его ангобом; при сушке снова садится пыль, снова не обращает внимания, покрывает росписью, обжигает и не вытирает пыль, поэтому изделия остаются чёрными. Каждая мелочь важна.
- Есть ли у вас ученики?
- Самый старший мой ученик уже 25 лет со мной, это наша гордость Хасан Шарипов. На карте мира наверно нет страны, в которой нет его изделий. Трое учеников работают вместе со мной, сын Акмалжон и племянник Илхомжон, остальные самостоятельно работают около 10 учеников. Дело в том, что не все выдерживают такую работу, большинство приходят учиться, хотят стать мастерами. Но бывает, что через неделю их уже нет.
- Трудно ли обучиться вашему делу?
- Я считаю очень трудно. Даже очень способному, с огромным желанием учиться ученику Хасану Шарипову понадобилось 7 лет, чтобы мы могли провести обряд посвящения ученика в мастера.
Как сказал наш пир Хазрати Амир Кулол «Устоз уз юзини ойнада эмас, шогирдларида курсин» - это очень важно. Мастер видит свое отражение не в зеркале, а в своих учениках.
- Верите ли вы в чудеса?
- Да. Вы знаете, была случайная интересная встреча в 1994 году, это была моя первая заграничная поездка. В Пакистане был фестиваль, где участвовали мастера из 46 исламских стран. У нас был павильон Узбекистана, где участвовало около 20 человек. И ко мне подошел потомок Хазрати Амира Кулол. Для меня это было чудо. В течение нескольких дней мы с ним общались, я узнал интересные моменты из жизни нашего пира. Его жена, оказывается, была родом из Индии. Символический мавзолей Хазрати Амир Кулол находится в Индии, когда то он проживал и работал, в Индии, в Афганистане и Иране. А родился он и похоронен вблизи Бухары.
- Были ли в вашей жизни переломные моменты, когда вы не хотели заниматься керамикой?
- Хочу сказать, что наоборот, я искал возможности, чтобы в отрыве от производства заниматься этим ремеслом. Потому как времена были другие, и индивидуальный труд не одобрялся. Мы с моими братом и сестрами получили все высшее образование. По образованию я педагог, окончил Педагогический институт, инженерно педагогический факультет. Преподавал в школе и в свободное от работы время занимался керамикой. После приобретения Независимости нашей Республики мы получили прекрасную возможность заниматься своим любимым делом. С 1992 года я начал заниматься этим ремеслом. Наш покойный отец проделал огромную работу, чтобы сохранить и передать нам свое ремесло.
С его способностями и возможностями он мог бы в любой отрасли обеспечить себе достойную жизнь. Но, он был патриот и очень предан своему делу. Многих центров керамики на сегодняшний день уже не существует, потому что в свое время не нашлось таких энтузиастов, как был мой отец.
После института я преподавал в школе музыку. В 1992 году, когда мы начали самостоятельно работать, у нас была мастерская и Имя отца. Наступил такой момент, когда нужно было сжечь мосты и двигаться дальше. В один прекрасный день я решил для себя, что буду заниматься только своим любимым делом – создавать изделия из керамики. Были упреки и негодования людей, но моя семья меня поддержала. И спустя несколько лет моя работа стала давать хорошие результаты. Я не жалею.
- Какие ли у вас планы на будущее связанные с керамикой?
- Добиться хороших результатов. Сейчас мы работаем над восстановлением состава щелочной глазури. Мы уже проработали над этим более 10 лет и в 2014 году был прекраснейший результат, повторяем эксперимент и надеемся на лучшие результаты.
- То есть, занимаясь керамикой, вы должны понимать такие науки как физика, химия, биология?
- Да. Знаете, когда к нам приходят на экскурсии посетители, воспитанники детских садов, учащиеся школ, колледжей или даже иностранные послы мы всем проводим одинаково экскурсию, рассказываем, объясняем, что керамика – это вид прикладного искусства, охватывающий в себе много наук. Здесь и физика – сушка, обжиг; химия, естествознание – создание природных красителей; геометрия и черчение – создание различных форм и начертание орнаментов и так далее.
- Вы проводите экскурсии и даете мастер-классы?
- Да, у нас много интересного. В нашем ремесленном комплексе, где мы живем и работаем, есть музей керамики. В нашем музее представлена керамика различных центров керамики, были у меня специалисты мирового уровня, это директора музеев мирового значения, они признали наш музей хорошим. В музее собраны экспозиции керамики различных керамических центров Центральной Азии. Гости после музея посещают наши мастерские, где можно воочию посмотреть процесс изготовления керамических предметов и процесс вышивки сюзане. Далее выставочный зал готовых изделий. И в завершение традиционное чаепитие. И плюс, есть такие программы как мастер-классы, где занимаются по 2-3 часа. Посетители мастер - классов могут сами попробовать себя в росписи и в вышивке изделий, которые могут забрать с собой. Есть расширенные программы, рассчитанные на 2-3 дня с проживанием в гостинице.
- Есть ли изделия вашей семьи в музеях мира?
- Конечно. Отец являлся участником более 50 международных выставок. Его изделия до сих пор находятся во многих европейских государственных музеях, включая Японию, Австралию, не считая частных коллекций. За годы его жизни (1926 -1987 года) он проделал огромную работу по керамики, являлся членом союза художников. Изделия нашей семьи хранятся во многих музеях мира.
- Есть ли плюсы и минусы в вашей работе и какие?
- Мне кажется, в любимой работе не бывает минусов, как и в любимом человеке.
- Сложно ли расставаться вам с вашими изделиями?
- Жалко конечно, поэтому самые любимые изделия я стараюсь оставлять для музея.
- Расскажите про музей.
- Музей был открыт в 2001 году. У папы была такая мечта создать музей керамики, но времена были другие. Когда я взялся осуществить идею отца, люди подшучивали «Люди строят свои кафе, рестораны, а ты музей». Меня даже отговаривали, чтобы в музее были изделия только гиждуванских мастеров. А не Центральной Азии. Сама идея создания музея, это ведь не просто личный интерес, это то, что говорит и будет рассказывать о нашей культуре, о традиционном ремесле, которое передавалось из поколения в поколение, это история, и даже не только нашей семьи, а история ремесла в целом. И потом, музеи создаются для того чтобы показать и передать будущим поколениям историческое наследие, это важно. У нас мало музеев и нам стоит задуматься, о том, что мы оставим после себя для будущих поколений. Знаете, к нам в музей приходят дети 6-7 класс шумные такие, мы им все рассказываем, показываем, но когда они уходят, посмотрев все это, они уже другие, уже вдумчивый взгляд у них, это нужно увидеть. Я очень надеюсь, что они что-то получили здесь, что очень важно.
- Какие еще интересные случаи можете рассказать?
- Было такое, что музей нужно было открывать, а коллекция собранная была не так разнообразна, разве что изделия моего отца и деда. А чтоб создать музей, нужно было представить изделия из нескольких школ. И по воле счастливого случая я попал на коллекцию в Ташкенте. Один художник и мастер керамики иммигрировал и оставил всю свою коллекцию своему другу. С другом мастера мне тоже повезло. Он предложил мне всю коллекцию забрать для музея. Ему не хотелось такие изделия распродавать в какие-нибудь руки, договорились о приемлемой символической цене, с условием того что вся коллекция будет храниться в музее. В этой коллекции было около 100 изделий 5-6 школ керамики. Для меня это было еще одно чудо, удачная находка. Это было начало, на сегодняшний день в нашем музее экспонируются изделия из 15 регионов Узбекистана и даже с регионов Центральной Азии, Афганистан. В жизни каждого человека происходит много чудес – просто надо их замечать и часто вспоминать их!
- Скажите, керамика как ремесло есть во многих странах. А хотелось бы узнать ваше мнение, насколько ценится керамика Узбекистана?
- Побывав во многих странах, могу сказать, что очень ценится. Вообще по миру, очень много любителей именно керамики, чем другого вида ремесла. Более того скажу, если охватывать страны СНГ, страны Центральной Азии, трудно найти такую страну, которая богата традиционными центрами керамики. В одном регионе, Узбекистане, существует несколько разных школ, центров, именно традиционных, и каждая школа она своеобразна. И благодаря поддержке правительства, нашего первого и второго президента всё это поддерживается и развивается.
- Сколько по времени в среднем уходит на изготовление одной хорошей тарелки и какова ее цена?
- На изготовление одной тарелки уходит, примерно, 2 недели и в зависимости от размера цена варьируется 90-100 может и больше тысяч.
- Скажите какое–нибудь напутствие для молодых людей, которые только начинают свой взрослый путь.
- Хочу сказать, что у нас для молодежи делается очень многое. Если сопоставить с другими европейскими американскими странами - это не сравнить. В связи со своей второй деятельностью депутата местного Кенгаша, я присутствую на многих собраниях и понимаю, что сейчас у молодежи много возможностей, главное иметь «голову на плечах» и к чему-то стремиться. У нас молодой человек 22-25 лет может стать фермером, предпринимателем, то есть собственником при поддержке государства, нужно только работать.
Молодежи хочу сказать, в основе любого успеха стоит труд и упорство. Нужно быть терпеливым и настойчивым в достижении своих задач и целей. Трудности бывают у всех, нужно научиться преодолевать эти трудности. Удачи и успеха всем!
- В разговоре вы сказали о работе в местном Кенгаше. Расскажите об этом.
- Сейчас я являюсь депутатом Гиждуванского Кенгаша народных депутатов. В мире все меняется и политическая обстановка в том числе. Если у человека есть желание, он должен сделать что-то для общества, для народа. Есть очень много проблем, которые нуждаются в решении. И часто себе задаю такой вопрос: «Кто же, если не я?». По этой деятельности мы устраиваем мероприятия, благотворительные мероприятия. В прошлом году было 2 интересных благотворительных мероприятия, ко Дню защиты детей мы организовали праздник для детей инвалидов. Собралось более 100 детей со всего района в парке культуры, была праздничная программа, конкурсы, бесплатные аттракционы, угощения для детей. Всё прошло интересно и весело, не знаю, кто получил большее удовольствие, мы или дети. Но, хочу сказать, что когда видишь счастливые веселые глаза этих детей, понимаешь, что всё это стоило организовать. Это не передать словами…
Для культурного развития детей устраиваем концертные программы совместно с представителями японского международного агентства «Жайка». Приглашаем музыкантов волонтёров, они вместе с нашими детьми проводят интересные концертные программы.
- Чем вы занимаетесь в свободное время?
- Свободное время я посвящаю своей любимой семье.
- Расскажите о семье.
- Супруга моя Гульбахор Нарзуллаева, специалист по вышивке и по натуральным красителям. У меня 3 детей: две дочки и сын. Пока только шестеро внуков.
- Что вы пожелаете нашему проекту?
- Желаю вашему проекту удачи и большого развития, интересных людей, интересных статей. Я считаю, что ваш проект будет полезен для общества и развития культуры.
- Уже традиционный вопрос наш. Кого бы вы нам посоветовали для интервью?
- Бахшилло Жумаев – мастер золотошвейного шитья, прекрасный человек, очень большой патриот своего дела, своей страны. Очень много интересных людей, я считаю, с кем можно и нужно проводить интервью. Проректор университета Кодиров Ориф Махмудович.
- Спасибо ака Абдулло вам за то, что поделились с нами вашими знаниями, рассказали нам много интересного. Желаем вам достижения ваших целей и задач!
Беседовала Наталья Джумаева
Поделиться в соц. сетях