- Здравствуйте Раим Шарифович! Мы рады вас видеть, и хотим поговорить о вашем творчестве и о вашей жизни!

- Добрый день! Во-первых, я хочу поблагодарить вас за то, что вы выбрали для беседы именно эту профессию, и в частности меня как художника.

«Хакимов Раим Шарифович 1951 года рождения. Закончил Ташкентское художественное училище им. П.П. Бинькова. Является членом Академии Художеств Узбекистана, заботливый педагог. Основатель новой техники в живописи «Абру Бахор». Участник Республиканских и международных выставок».

- Скажите, кто вы по профессии?

- По профессии я художник, станковист.

- А кто привел вас к этой профессии, кто способствовал выбору вашей профессии?

Еще в раннем детстве я хотел стать художником. Этому выбору поспособствовал мой сосед, мальчик немного старше меня. Он ходил в кружок, где учился рисовать. Однажды нам привезли уголь (в то время дома отапливали углем) и мы с соседом помогали разгружать его. У нас тогда были обычные покрашенные известкой стены. Так вот, сосед  кусочком угля на белой стене нарисовал меня. И так хорошо нарисовал, у меня было ощущение, что я ожил на стене. Для меня это было так необычно, что с этого момента пошла тяга к рисованию. Мне стало интересно, я стал пробовать.

Это детское впечатление от увиденного рисунка на стене повлияло на мой выбор профессии. Соседский мальчик показывал мне свой альбом с рисунками карандашом. И тогда я понял силу карандаша, что с помощью такой обычной вещи как карандаш можно изобразить, оживить любой предмет. С того момента у меня пошла настоящая тяга к рисованию. Вскоре я пошел в школу, только в кружок рисования меня не приняли по возрасту, я еще был мал. Но мое желание научиться рисовать было сильным, и я стал разглядывать художественные журналы «Крокодил», «Наука и жизнь», «Творчество», «Юный художник». Стал выписывать их, эти журналы помогли мне познавать мир. Потом стал увлекаться русскими художниками, их творчество мне было близко. Когда я увидел картину Карла Брюллова «Последний день Помпея» она меня словно загипнотизировала,  никак не мог оторваться от этой картины. Настолько эта картина меня вдохновила, я хотел также красиво и искусно научиться рисовать. С этого момента я начал заниматься сам дома. Я почти не выходил из дома, занимался, пробовал и пробовал. 

- Скажите, а кто были ваши наставники?

- Повзрослев, в классе 9 я стал уже ходить в «Дом юных техников» в кружок прикладного искусства и живописи, там меня учил рисовать художник Хасан Бобоев. Он многому меня научил.

Первой моей масленой работой была картина Де ла Круа «Мараканец седлающий коня». Нужно было сначала по клеточке копировать картину, переводить ее на холст, потом рисовать маслеными красками. Дальше я уже обучался во дворце пионеров у преподавателя Хан Веры Викторовны. Так получилось, что Веру Викторовну некоторое время заменяла Мунавар Шукурова, она потом долгое время проработала бухгалтером, и сейчас по воле судьбы она учится у меня.

- Какое у вас образование, где вы учились?

В 1968 году я окончил школу № 6 и в тот же год поступил в Ташкентское художественное училище им. П.П. Бинькова. Окончил я его в 1975 году. Так как в училище принимали только после 8 класса, а я закончил 10, мне пришлось потерять 2 года. Но хотел учиться только там, поэтому поступал туда со свидетельством 8 класса. Направление нашего факультета было учитель рисования и черчения, отделение живописи. У нас был преподаватель Анатолий Михайлович Рожков. Проучился я в училище три года и меня вызвали в армию, так как мой возраст уже подошел. Попал я в Туркестанский военный округ, служил в самом Ташкенте. С училища забрали 7 человек для художественных работ в округе. Мы проделали там большую работу по росписи, скульптуре, мрамору. И я был рад, что мы попали именно в этот округ, для меня это был свой опыт в художественной работе. Так как меня забрали в армию на третьем курсе перед экзаменом, я не успел закончить училище. Два года службы пролетели, и я снова вернулся в училище на третий курс и уже закончил его. Получается 7 лет учебы. Я приехал в Бухару и меня приняли педагогом рисования и черчения в Педагогическое училище. Мне очень нравилось преподавать, я очень тщательно готовился к урокам.

- Каким был ваш первый рабочий день?

- Помню, перед первым своим рабочим днем я не спал всю ночь, готовился, репетировал, как я буду входить в класс, здороваться, проводить урок, объяснять. У меня было сильное волнение, как меня примут, ведь я сам только закончил училище и уже называют меня «домло». Прошло время и меня выбрали заведующим отделения живописи. Так как заведующий отделения должен иметь высшее образование, а у меня средне-специальное, я поступил в Бухарский Педагогический институт на исторический факультет заочно. В 1984 году закончил институт. Проработав год после института, ушел с училища, мне хотелось иметь больше творческой работы. Я стал работать в проф. тех. училище художником оформителем. Но и там меня не оставила педагогическая деятельность, я был учителем рисования, черчения. Вот уже 40 с лишним лет я даю уроки рисования.

- Что вам в детстве больше всего нравилось рисовать?

Вообще-то я любил рисовать пейзажи. Мне нравилось рассматривать природу, пластичность деревьев, изгибы веток, падающие их тени. Красота природы меня завораживала и я старался передать ее в своих картинах. Потом мне нравилось копировать пейзажи знаменитых художников. Это для меня была своеобразная школа, я получал навыки, перенимал творческий опыт.

- А что вы сейчас любите рисовать? Какие у вас направления?

Мне нравится рисовать историю, нашу историю, исторические моменты. Со студенческой жизни я с упоением читал про нашу историю, историю нашего города, историю Узбекистана. И вчитываясь в каждое слово воображение начинает рисовать картины, которые тут же воплощаешь на холсте. Моя первая работа в историческом стиле это «Тумарис». Сейчас эта картина находится в нашем музее.

Легендарная историческая книга Миркарима Осима меня вдохновила на создание картины «Ширак». Прочитав, книгу о жизни Файзулло Ходжаева, я нарисовал его портрет, я бы даже сказал не портрет, а картину с его образом. Меня поразила его преданность бухарскому народу и я постарался передать его патриотизм в картине. Я можно сказать «сын Бухары» и мне очень близко то, насколько он любил Бухару. У меня много картин о нашем городе, красивых пейзажей Бухары, о многогранной исторической архитектуре города.

Посмотрев фильм, прочитав книгу о жизни легендарного Сиявуша, я написал картину «Сиявуш». Он мечтал Бухару сделать городом молодости, быстроты и красоты. Сиявуш даже придумал эмблему в свое время – образ крылатого козла, быстрого, гордого, крепкого, красивого.

- Можно сказать, что вас вдохновляет история, исторические персонажи и герои на написание картин?  

- Да, я считаю, если творческий человек не читает книги, у него умирает его творчество. Вообще, когда читаешь исторические книги такое ощущение как будто ты в этот момент там, ты проживаешь с персонажами вместе, то время. Мне очень нравится автор Явдат Ильясов.  Замечательный писатель очень хорошо описывает до мелочей в своих книгах образы и жизнь того времени.

- Есть ли у вас то, что вы не смогли передать в своей картине?

- Да, когда-то хотел написать картину об Ибн Сино но не смог, у меня не хватило духу. Для меня это настолько сильный, настолько мощный по энергетике, настолько почитаемый персонаж, для меня это трудный образ.

- Откуда еще вы черпаете вдохновение, идеи, сюжеты для создания картин?

- У меня можно сказать нет одинаковых картин. Они все различны по своим сюжетам, по своей технике и стилю, по своему почерку. Вдохновение свое я черпаю практически из всего. Даже например, посмотрел я фильм какой-нибудь, если он меня тронул, задел глубину моей души, уже рождается желание, образы, сюжеты. Черпаю из жизни, например, обычная прогулка или даже свадьба, обращаешь внимание на какие-то моменты и уже рождается желание что-то создать. Я думаю, что у любого творческого человека так, он не идет просто, он ищет, рассматривает, вглядывается, проживает. Иногда сама жизнь подсказывает тематику, например, музыка. Я очень хочу, мечтаю написать музыку. У меня есть картины о музыке, но это еще не то, что хочет выразить душа и сердце.

- А разве музыку можно нарисовать?

- Я думаю, что да. Как у нас художников говорят: «Чтобы создать композицию должны присутствовать четыре составляющие - цель, задача, форма и материал». Есть бесформенное  направление живописи – это авангард, абстракция. В этом направлении основную роль играет цвет, здесь форма особой роли не играет, нет определенной реалистичной формы. Здесь цвет, сочетание цветов и их переплетение играет огромную роль в выражении, в передачи эмоций, ощущений художника. Например, свадьба не может быть написана в черных и темных цветах, а траур в ярких и красочных цветах. Восприятие цвета имеет значительное воздействие на человека. Значит, какая интересная вещь получается. Человек смотрит на цветовую гамму посредством глаз и она воздействует на него. И музыка посредством слуха влияет на психоэмоциональное состояние человека. Значит, музыку тоже можно написать.

Есть художники, которые изображали музыку в картинах. Это литовский художник Чюрлёнес, но у него свой взгляд, свое видение картины, а я хочу музыку в картине выразить по-своему.

- Есть ли у вас то, что вы не можете выразить в своих картинах?

Вообще, по натуре я реалист, и в живописи и в жизни. Я хотел бы выразить своё отношение к несправедливости людей, которые ради денег идут на всё, которые ничего хорошего никому не желают. Я бы хотел нарисовать моих родителей. Насколько они жертвовали собой ради нашего благополучия, это словами не описать и красками не выразить. Вот это я не могу выразить в своих картинах.

- Как вы пишете свои картины, расскажите. Что нужно вам для этого?

- Мне нужно уединение, я бы даже сказал отключение от реальности. Погружение в свое видение будущей картины. Я закрываю, все двери своей мастерской, отключаю телефоны, чтобы никто и ничто мне не мешало. Если посмотреть на творческого человека со стороны во время его работы, некоторые подумают он ненормальный. То человек улыбается, танцует, когда что то получается, то плачет, когда не получается, то хочет закурить и тут же выбрасывает, и начинает делать мазки, что то шустро рисовать, то отойдет и долго отрешенно смотреть на работу. У меня так.
Если в душе как говорят «ёкнуло», значит, затронет и зрителя. Если работу пишешь, только для того чтобы продать – это мастерски выполненная работа, это не творческая работа. Творческая работа – это выполненная от сердца, которая как бы выражается красками из глубины души. 

- А вы как работаете?

- Для меня мои работы - это зов души. Если посмотрите на мои картины, они различны по своей тематике. Вот я захотел написать девушку слушающую музыку, я написал. И для меня не важно, эта картина будет продана или нет, в какой технике она выполнена, понравится ли моя техника или нет.  Мое воображение увидело, моя душа захотела написать, я написал. А на сколько я написал это уже зритель оценит. Нельзя писать картины по шаблону или по указке. Вот сейчас например, работаю над одной картиной – я заставляю себя, даже по цвету видно мое настроение в картине. Почему, потому что меня попросили нарисовать копию одной из моей картин. Двухметровый  оригинал этой картины о Бухаре находится в нашем Амфитеатре, другой находится в резиденции. Если сравнить эти картины – они немного отличаются цветовой гаммой. Оригинал моих картин всегда красочен, насыщен светлыми тонами, потому что работа выполнена с душой, потому, что писал свою любимую Бухару. Я должен был передать, показать насколько Бухара красива. А копия картины уже немного блекнет перед оригиналом.

- Сколько времени вы посвящаете художеству? Сколько часов в день? Как проходит ваш рабочий день?

- У художника нет определенного времени, которое он специально отводит для написания картин. Он не может сказать рабочий или не рабочий день. Я прихожу в мастерскую и начинаю себя психологически настраивать, готовить эмоционально. Пока достаю кисти, краски, раскладываю нужные мне вещи, я думаю о картине, я как будто «вхожу» в картину. Бывают дни, когда не можешь сделать ни одного мазка на холсте за целый день. Уже 8-10 часов вечера пора домой, но тут как ветер приходят идеи, вдохновение и за 2 часа делаешь такую работу, какую за неделю не смог бы сделать. Бывает, что месяц не можешь ничего создать.

- Расскажите, пожалуйста, о вашем созданном стиле «Абру Бахор»? Как он возник?

- Еще в студенческие годы я замечал, что когда бензин разливается на землю, на солнце он начинает играть красками. Если присмотреться повнимательней можно увидеть в этом пятне красивые разводы, переливающиеся радужные цвета. Если в воду разлить масленую краску она дает интересный рисунок. Дома я попробовал, в маленькую тарелочку налил воду сверху разлил масленые краски, положил сверху листок бумаги и сразу его убрал, чтоб лист не размок. На листе получились красивые разводы и мне это понравилось. Потом я забыл про это. Меня забрали в армию, где было много другой интересной работы, там я попробовал себя как скульптур. За удачно сделанные скульптуры был поощрен именными командирскими часами.

Прошло время я уже в Бухаре преподавая уроки снова вспомнил про масленые разводы на воде. Возобновил свои попытки, показывал своим ученикам и всем понравилась эта техника. Вскоре благодаря этой технике я открыл изостудию и стал учить всех желающих.

- Расскажите в нескольких словах о технике «Абру Бахор».  

- Техника «Абру Бахор» возникла еще с давних времен, ею пользовались на Востоке в мастерских занимавшихся рукописью. В Иране и в Турции на сегодняшний день пользуются тем старинным методом. Старинная техника имеет свои особенности и сложности. Для нее нужны определённые ингредиенты, такие как желчь, китра, водяные пигменты и краски.

Моя техника отличается от старинного метода доступными материалами и технологией, у меня масляные краски на простой воде. На воду разбрызгивается краска и сверху накладывается лист бумаги, на котором остаются удивительно интересные разводы. И уже на таких листах пишется картина. Еще различие в том, что в других странах готовый рисунок обмакивается в воду с красками и получается новый рисунок. А у меня наоборот, мы сначала получаем листы полуфабрикат, а потом на нем делаем рисунок.

Каждая картина неповторима, потому что невозможно повторить сочетание красок и разводов. Каждый такой лист создает свой замысел, свое видение будущей картины. Подробно вы можете узнать в моей книге «Абру Бахор вчера и сегодня».

В этой технике заранее никогда не знаешь, что получится, размытые краски на листе сами  подскажут тематику.

- Вы написали книгу об этой технике?

- Да, когда наши картины в стиле «Абру Бахор» были выложены в интернет, приходило очень много писем, все спрашивали, как я это делаю. Гости из – за рубежа просили провести мастер классы по этой технике. И мы решили создать небольшую книгу с пошаговой фото-инструкцией и моими картинами. Книга опубликована на трех языках, выпущена в ограниченном количестве и пользовалась большим спросом. Также в интернете есть мастер классы, где все подробно показано. Я не делаю никакого секрета из своей техники, наоборот мне хочется поделиться со всеми желающими, проявить свои способности в этом направлении искусства.

- Какие выставки и где они были?

- Выставка для любого художника – это очень важный процесс. Работы художника должны быть выставлены. Сам я не был за рубежом, но мои картины посетили немало стран.

Были выставки в Бухаре, в Ташкенте. Мои работы выставлялись на выставке в Иране, пять моих работ были в Испании, в Китае 2 года подряд.

Около 30-40 моих работ забрали в Китай.

В 2001 году я стал членом Академии Художеств.

- Были ли у вас в жизни творческие трудности?

 - До 1990 года были свои трудности. Трудности бывают у всех, в любом деле, и я не исключение. Лет 10 я не мог раскрыть свой талант полностью как хотел. Работал на общественных началах, пока не получил звание «Народный коллектив». Я стал официально руководителем народной изостудии «Тонг» мне дали два штата. Трудно было не в материальном плане, тогда я работал преподавателем в училище, давал уроки повышения квалификации, худ.граф. меня приглашал на работу. Трудность была в семейном плане, а потом и со здоровьем. Откровенно говоря, у меня сейчас второй брак. 20 лет я прожил с первой женой, пытаясь как то все наладить, но не получилось, пришлось разойтись. В первом браке я не мог писать картины и выставлять их на выставке. Сложившаяся атмосфера в доме не давала мне раскрыться в моем творчестве. Человек я эмоциональный, восприимчивый и чтобы написать картину от души я должен быть спокойным. Чтобы творить, мне нужна была моральная свобода и понимание моей свободы.   

- Кто вас поддерживает в трудные минуты?

- У меня много хороших друзей, которые меня поддерживают, я им благодарен за это. Но самая моя большая поддержка - это моя жена Мухарам. Я рад, что женился второй раз. Когда дома все хорошо, есть поддержка и забота, можно многое сделать, создать. Душевный подъем, вдохновение появляется тогда, когда рядом понимающая и заботливая женщина. И я благодарен своей второй жене за детей, за ее отношение, за заботу и понимание.

- Сколько у вас учеников? Есть ли у вас такие ученики, которые тоже посвятили свою жизнь художеству и чего то добились?

- Я как то не считал, не задумывался, сколько их в общей сложности около 300 человек. Я всегда хотел открыть свою школу рисования, учить всех желающих. И я могу с гордостью сказать, что около 20 % благополучно окончивших художественный вуз по Бухаре – это мои ученики. Из них многие чего-то добились, смогли проявить себя в искусстве. Например, Шохназар Жумаев резчик по дереву, Сафаров Давлат стал мастером миниатюристом, каллиографистом по арабским манускриптам, сейчас он дает уроки в медресе по каллиграфии. Ученица Нурия, закончила магистратуру художественного вуза, преподает в колледже. Тураева Зульфия, закончила художественную академию, преподает в школе и пишет миниатюры. Многие преподают в колледжах, лицеях. Есть ученики, которые выбрали другую профессию, но по желанию души пришли учиться рисовать. Например, Нилюфар по образованию биолог, она с удовольствием пробует себя в технике «Абру Бахор». И таких много. Можно сказать, я богат своими учениками. Их искренний интерес к художеству, уважение ко мне, проявление заботы как к учителю дают мне в жизни очень много. Я благодарен им за это. Хочу сказать, что наши бухарские люди, независимо от возраста тянутся к искусству, им хочется создать, всегда творить что-то красивое.

- С чего начинать юным художникам? Куда родителям отдавать детей, чтобы развить свои таланты?

- У всех детей есть свои способности и таланты, во – первых надо суметь увидеть и понять это, к чему ребенок тянется. Развить свои способности можно в школе искусства и музыки, в детском творческом центре, у меня есть своя школа, где можно учиться рисованию.

- Если человек стал художником, сможет ли он обеспечить себя и свою семью? И за счет чего, продажи картин или что-то еще?

- Я так считаю, если человек много жалуется, что мало денег, не может обеспечить семью, это лентяй. В наше время в творчестве тоже можно заработать, но нужно трудиться. Еще как трудиться. С 8 до 5 отсидел на работе в течение месяца, получил зарплату – те времена прошли. Если хочешь хорошо жить, надо с умом и хорошо трудиться.

- Как вы заработали свои первые деньги?

- Когда я учился в училище, нарисовал картины про цыган и медиков. Для лучшего видения будущей картины я присутствовал во время операции, делал эскизы. Это была небольшая около 1,5 метра картина. Училище выставило ее на выставку в библиотеке Ибн Сино и эту работу купили. Я тогда был удивлен и в то же время рад, что моя картина понравилась настолько, что ее захотели купить.

В 1975 году, после окончания училища вернулся домой в Бухару. Как-то я вышел рисовать в старый город, рисовал 3 купол, тогда было оживленно и красиво. Размером картина была 60 на 80 см. Поставил последний мазок, довольный любуюсь на свою работу, подходит японец с гидом, с предложением продать эту картину. Я сначала не хотел продавать, для меня это было тогда непонятным, как это своё создание я могу продать. Но потом надо мной вверх взяла гордость, за свою работу. Значит, я так красиво и удачно нарисовал, что тут же захотели купить мою работу.  В общем довольный от продажи картины я принес домой мои первые заработанные деньги.  

- Были ли у вас интересные запоминающиеся моменты в жизни или моменты чуда?

- Да, их немало. Один случай расскажу. Я тогда приехал поступать в Ташкент.

Я учился тогда в Ташкенте, жил в одной квартире вместе с одним актером Файзулло Абдуллаевым. И так получилось, что ни у меня, ни у соседа совсем не осталось денег даже на то чтобы купить что–нибудь поесть. В шкафу остались одни сухари. В тот день мы не пошли на занятия, остались белить квартиру после землетрясения. Целый день голодные, закончили белить, и тут слышим, почта пришла. Это было письмо моего друга, он просил отправить его этюдник (в то время его этюдник был у меня). В письме были деньги (2 рубля, это были большие в то время деньги) для отправки этюдника почтой. Мы с Файзулло ака обрадовались,  купили продукты. На следующий день у меня уже были свои деньги и я, конечно же, отправил этюдник другу. Вот такая история, когда письмо друга помогло прожить тот день мне и Файзулло.

- Какие у вас планы на будущее?

- Развить наш творческий центр «Абру Бахор». Надеюсь, что сделаю персональную выставку «Абру Бахор» в Ташкенте.

- Чем вы гордитесь в свои 66 лет?

- Горжусь своими учениками, это мое богатство. Своим направлением «Абру Бахор», которое узнали во многих странах. Своими картинами – это мои дети, они есть по всему миру, в частных коллекциях, и даже в музеях. В музее Шанхайского объединения находятся 2 мои работы. Горжусь своей семьей и прекрасным городом, где я живу, своей Бухарой.

- Скажите, а сколько картин вы написали за свою жизнь?

- Примерно, около 1000 работ.

- Если бы вы не были художником, чем бы вы еще занялись?

- Стал бы физиком, я очень люблю физику. Люблю что-нибудь мастерить сам, например, скульптуры, светильники, что-нибудь полезное и декоративное. Я выиграл конкурс к юбилею Бухары, сделал 400 интересных декоративных светильников, которые развешаны в старом городе.

- Какую черту своего характера вы считаете лучшей?

- Я думаю - это милосердие. Мне всегда хочется, как то помочь людям, особенно тем, кто обделен. Хочется, чтоб не было беспомощных людей, чтобы каждый мог сделать что-то своими руками. Хочется, чтобы всем было хорошо.

- И в конце у нас традиционный вопрос, чтобы вы пожелали нашему проекту?

- Сама идея вашего проекта мне очень понравилась. Бухара должна знать своих талантливых и интересных людей. Думаю, что ваш проект будет интересен многим людям. Люди, благодаря вашему проекту узнают чужой опыт, и трудности, с которыми люди сталкиваются и успешно преодолевают. Удачи вашему проекту, много интересных и полезных статей и интервью.

- Кого бы вы нам посоветовали для интервью?

- Шохназар резчик по дереву, Рамазонов Аслон – это единственный человек в Узбекистане, кто делает портреты на каракулевой шкурке. Мукимов Каромат – единственный в Бухаре мастер по изготовлению музыкальных инструментов.

- Спасибо вам ака Раим за то, что уделили нам время, за познавательную беседу, было очень интересно!

- Всегда, пожалуйста, буду очень рад, удачи вам!

Беседовала Наталья Джумаева.

Поделиться в соц. сетях