День добрый, Замира Шукуровна! Мы вас знаем как сильного педагога и мы рады, что Вы согласились дать нам интервью. Хотим, что бы о вас, о вашей профессиональной деятельности узнало больше людей. Расскажите, пожалуйста нам о себе, о своей профессии, о ваших достижениях.

Хасанова Замира Шукуровна, 1952 г.р. Филолог-русист. Окончила в 1972 году факультет русской филологии Бухарского госпединститута, а в 1984 году – аспирантуру в НИИ преподавания русского языка в национальной школе АПН РФ (Москва). 38 лет проработала на кафедре русской филологии Бухарского госуниверситета, готовила будущих учителей русского языка и литературы. Кандидат педагогических наук, доцент. Ныне-пенсионер.

- Почему и когда вы решили заниматься  преподавательской деятельностью?

- В школьные годы я мечтала о профессии журналиста. Мне казалось, что я пойду по стопам своего отца – заслуженного работника культуры Узбекистана, известного журналиста Шукура Хасанова. Была убеждена, что всё для этой профессии у меня есть: писала на отличные оценки сочинения, была достаточно коммуникабельной, научилась  фотографировать и распечатывать снимки (это  для сегодняшнего времени цифровая фотосъёмка не представляет труда, а тогда, в конце 60-х годов, вся эта работа была связана с плёнкой, её проявкой и распечаткой фотографий в домашней лаборатории).  На моё заявление о выборе профессии отец отреагировал так: «Нет, не женская это профессия! Иди-ка учиться на учителя!» А слово отца – закон!  И в 1968 году я стала студенткой факультета русской филологии нашего педагогического института. Мир литературы, словесного творчества был духовно близок мне, чтение было любимым занятием, поэтому и окончательный выбор специальности учителя оказался именно таким.

- Что является самым главным в работе учителя, преподавателя, педагога?

- То, что  в нашей профессии нужно учиться  всю жизнь!.. Если остановиться на достигнутом, то двери профессии моментально закрываются! Мне нравится когда-то услышанное высказывание о том, что учитель – это ученик, который решил остаться в школе навсегда. Так и преподаватель вуза – это пожизненный студент, переходящий из года в год на следующий курс, на новую ступень познания. Мне повезло вдвойне: ведь я стала работать там, где училась. А сделали из меня филолога-русиста образованнейшие люди нашего края -  самое закалённое, самое славное  поколение филологов. Вечная память  доцентам Клавдии Павловне Храмцовой, Виктору Васильевичу Никитину, старшим преподавателям Нинель Борисовне Байбуриной, Людмиле Валентиновне Абдуллаевой, Матвею Анисимовичу Маскаеву, Рашиду Ризвановичу Мухамеджанову, Фёдору Кузьмичу Ерошкину…

- За эти годы вам не хотелось сменить профессию, заняться чем – нибудь другим?

- Нет, никогда такое  и в голову не приходило. После окончания вуза я год проработала в  районной школе (Гала-Ассия) учителем русского языка, а затем меня пригласили на работу в пединститут (ныне – Бухарский госуниверситет). Преподавание поглотило, увлекло меня, стало моей судьбой: пророческое видение отца оказалось более чем разумным.

- Какие научные дисциплины Вы вели в университете?

- Читала лекции по морфологии и синтаксису современного русского языка, стилистике и культуре речи, общему языкознанию, истории русского литературного языка, современной литературе, вела специальные языковые дисциплины, руководила курсовыми и выпускными квалификационными работами студентов.

- Что для вас являлось самым сложным в преподавательской деятельности?

- Самое сложное – это умение сохранять дистанцию «преподаватель -  студент», не доходить до уровня панибратства ради дешёвого популизма и в то же время не быть  для своих учеников неким бесчувственным и высокомерным ментором. Уверена, что мне удалась  эта ипостась. Вижу, чувствую по  ответной реакции моих студентов: ценят, уважают, любят, и это здорово!

- Вы столько лет проработали в вузе со студентами. Изменилась ли молодёжь? На ваш взгляд, в какую сторону?

- Меняются время, мода, меняется общество в его взаимодействии с  политикой, экономикой, новыми технологиями и открытиями, но студенты во все времена одинаковы: всё тот же дух молодости, задора, открытости миру… Студенческое братство, взаимовыручка, максимализм молодых – категории непреходящие.  Хорошие студенты всегда в  стремлении познать новое, быть на волне событий. «Вечной» остаётся у нерадивого студента привычка что-то подсмотреть, списать во время коллоквиума. Только уже не из шпаргалки, а тихонько подключившись :) к интернету в смартфоне…

- Может ли молодёжь чему-то научить старшее поколение?

- У молодых всегда можно и нужно учиться! Помню, как за 8 лет до выхода на пенсию мне и моим коллегам нужно было освоить компьютерную грамотность. Пришли на помощь студенты! Они ведь мгновенно  схватывают  технические новшества! Сегодня, абсолютно владея компьютером, я могу с гордостью сказать, что многому меня научили   мои подопечные!

- Каковы Ваши достижения в профессии?

- Главное достижение – это то, что огромная армия школьных и лицейских учителей русского языка и литературы в Бухаре и области, в Узбекистане и за его пределами являются моими дорогими и незабвенными  учениками. Сколько специалистов было выпущено почти за четыре десятка лет работы?! Не счесть. Видясь с выпускниками факультета русской филологии, я всегда говорю им: «Спасибо за подвиг!» Они вопрошают удивлённо: «О каком подвиге Вы говорите, Замира Шукуровна?» Я отвечаю: «Об учительском!» Ведь работа в школе – дело отнюдь не простое. Это огромный духовный, я бы сказала – душевный – труд каждодневного общения с  юным поколением, которое необходимо готовить  в большую жизнь.

Моим большим  научным достижением является то, что я окончила аспирантуру в Москве и защитила кандидатскую диссертацию под руководством профессора Ефима Владимировича Котока. Продолжением этой работы стал выход в 1991-92 гг. трёх моих учебных пособий в санкт-петербургском отделении издательства «Просвещение» - «Учимся говорить по-русски» (в соавторстве с московской коллегой С.С.Шамсутдиновой). Есть ещё несколько изданных учебных пособий, научных статей в отечественных и российских изданиях – всего 56.

В 2007 году   я приняла участие в Международной интернет- олимпиаде «Интерактивный русский» для преподавателей вузов (4316 участников из 51 страны) и получила диплом  «Сто лучших участников».

- Есть ли у Вас другие увлечения?

- Свою детскую мечту стать журналистом я смогла в какой-то мере реализовать, сотрудничая несколько лет с Бухарским областным радиовещанием. С 2009 года  вместе с известной радиожурналисткой Халидой Муратовной Гимрановой мы создали ряд интересных передач о литературе, искусстве, о людях Бухары.

Люблю музыку. Вероятно, трудно представить, но 40 лет назад, будучи ученицей музыкальной школы по классу скрипки, я играла в первом симфоническом оркестре Бухарской народной филармонии п/у замечательного дирижера Л.Г.Коваля. Как тепло принимали оркестр бухарские ценители музыки! Незабываемые моменты жизни!..

- Чем вы любите заниматься в свободное время?

- У пенсионеров всё время  - в их личном распоряжении. Занимаюсь репетиторством, готовлю абитуриентов к поступлению в вузы. И, кажется, это у меня неплохо получается. Моя жизнь  заполнена заботой о близких,  общением с друзьями, путешествиями. Много читаю. И ежедневно выхожу в открытый «космос» - интернет.

- Ваша любимая цитата или афоризм?

- Давно-давно, когда мне было лет десять, в тетради для сочинений у сестры Дильбар я вычитала такую цитату Николая Островского: «Кто не горит, тот коптит. Это закон. Да здравствует пламя жизни!» Слова эти, пусть немного пафосные,  запомнились  на всю жизнь. Гореть, не быть равнодушным – в этом, убеждена, и есть смысл жизни. Одним из лучших афоризмов считаю тот, что нашла у великолепной писательницы современности – Виктории Токаревой: «Мир полон людьми, но пуст, когда нет одного человека».

- Способность, которой вам хотелось бы обладать?

- Способность частого общения с родными и друзьями, раскиданными по всему свету! Может, эту способность скоростного перемещения в пространстве и времени когда-нибудь и придумают, ведь наука развивается так стремительно!

- Что бы вы пожелали нашему проекту?

- Чтобы в проекте приняли участие как можно больше достойных людей Бухары. Наш город славен талантами, знаменитостями, и порой они скромно остаются в тени... Пусть о них узнают через ваш сайт. Делайте интервью небольшого объёма - это даёт возможность прочесть его от начала до конца. Читателя не увлекают большие публикации!

- Порекомендуйте нам ещё кого-нибудь для интервью.

- Рекомендую доктора экономических наук Мавлюду Садыковну Абдуллаеву, а также моего зятя Дамира Салиховича Ядгарова, кандидата экономических наук, селекционера, Заслуженного работника сельского хозяйства Узбекистана,  первого хокима Бухарской области.

Спасибо вам, Замира Шукуровна, было очень интересно с Вами пообщаться. Всего вам наилучшего!

Поделиться в соц. сетях