- Здравствуйте! Расскажите нам о себе, чем вы занимаетесь?

- Здравствуйте, меня зовут Хакимов Искандар Хамроевич, мне 63 года. Вот уже более 20 лет я  изготавливаю куклы в узбекском народном стиле.

"Хакимов Искандар Хамроевич, 1954 года рождения, закончил Бухарский Педагогический Институт. Около 25 лет проработал в сфере туризма гидом. Создал первый частный кукольный театр в Узбекистане. Более 20 лет занимается созданием кукол, является мастером по изготовлению национальных кукол, считается основателем сувенирной бухарской куклы. Создал экспозицию "История кукольного театра Узбекистана". Является почетным членом Ассоциации ремесленников "Хунарманд" и членом регионального отделения Академии художеств Узбекистана. Участник различных республиканских и международных выставок и фестивалей."

- Какое у вас образование? Кто вы по профессии?

- По образованию я филолог. В 1976 году окончил факультет иностранных языков  Бухарского педагогического института по специальности учитель немецкого языка. После завершения института, в силу определенных  обстоятельств,  работал учителем русского языка и литературы в средней школе Пешкунского района, Бухарской области.

В течение моей жизни было много профессий, которые я сменил. Начал трудовую деятельность  еще  будучи  студентом, внештатным гидом в бюро международного молодежного туризма "Спутник". Затем работал в  областном историко-краеведческом музее. Я был и культорганизатором в санатории "Махаса» и переводчиком в гостинице "Зарафшон" в бюро обслуживания. Работал и экономистом,  и инспектором по библиотекам. Большую часть  своей жизни я проработал экскурсоводом в Бухарском бюро путешествий  и экскурсий. С 1989 по 1991 год, работая представителем  белорусско-польского СП "Горо", привозил из Минска группы польских туристов на семидневную экскурсию по городам Узбекистана. С 1996 года основная моя профессия - мастер по изготовлению национальных кукол.

- Какие идеи у вас возникали во время работы в сфере туризма?

- Работая в сфере туризма, мне всегда казалось, что всем туристам нужны были не только архитектурные памятники, не только история в цифрах и столетиях. Им всем хотелось окунуться в жизнь нашего народа - узнать и поговорить об обрядах, обычаях и вековых традициях Бухары. А как туристов привлекали ароматные запахи, которые манили их, когда они во время экскурсий проходили мимо чайхоны в старом городе. Это сейчас на каждом шагу, во всех городах Узбекистана предлагают различные мастер-классы по национальным блюдам или даже устраивают гастрономические туры. А в то время, туристам предлагали всё четко по программе, только определенные рестораны ВАО "Интуриста".

Мы с друзьями из экскурсионного бюро решили проводить вечера для туристов. В доме-музее купца Ф.Ходжаева, где в давние времена бывали торговцы разных стран и знать Бухары, наши туристы могли ознакомиться и даже поучаствовать в процессе приготовления национальных блюд. Вкусив традиционного плова, за пиалой зеленого чая и многочисленными видами халвы слушали рассказы о церемонии чаепития и многих обычаях нашего народа. Часто возникали вопросы о свадебных церемониях.  

У меня уже был опыт в создании театрализованного представления, в котором показывали первый 12 летний цикл из жизни человека родившегося в Бухаре. И я начал сбор материала для постановки этнографического спектакля "Бухарская свадьба".

- Кто помогал вам в реализации ваших идей?

- Спасибо нужно сказать моему другу ака Илхому Рахмонову, потому что мысль рождается в моей голове, а он воплощает её в реальность - найдет, договорится, сделает. Он и организовал труппу театра. Я написал сценарий, репетировали и даже показали несколько этнографических спектаклей. Так как не было стабильности, трудно было раскрутить спектакль. Тяжело  было содержать коллектив, в котором более 25 человек. И нам пришлось расстаться с нашими артистами и вернуться к устному повествованию свадебных церемоний.

- А что привело вас к такому занятию - изготовлению национальных кукол?

- Меня все время мучила мысль, что же можно придумать, чтобы показ спектакля провести с меньшим составом артистов. Возникла мысль о кукольном театре, но как воплотить это в реальность, когда я вообще никогда не соприкасался с кукольными действами. Мне подсказали главного художника Бухарского кукольного театра Эркина Жураева. Он поддержал мою идею и привлек к работе главного режиссера театра Бурона Акобирова. Так образовался костяк будущего частного кукольного театра.  

Отбросив время, которое мы затратили на подбор кукловодов, изготовление кукол и декораций, перейдем к ответу на ваш вопрос. Очень часто, после завершения спектакля иностранные зрители подходили знакомиться с артистами и нашими куклами. Каждый раз возникали вопросы: где мы можем приобрести такие игровые куклы? То время в городе в продаже не было таких кукол, желали приобрести наши куклы. Неоднократно, я предлагал своим коллегам по театру, начать изготовление и реализацию традиционных кукол. Однажды произошел случай, который поставил меня на путь изготовления кукол. Меня срочно вызвали на работу, так как после завершения спектакля одна из зрительниц - японка взяла в руки куклу и не собирается возвращать, так как она похожа на нее. Я был удивлен - японка и наш персонаж спектакля похожи? Подойдя к группе людей, увидел девушку, которая опустив голову, крепко прижимала к себе куклу, всем видом показывая, что не собирается с ней расставаться. Я попытался через переводчика уговорить отдать куклу, так как без этого персонажа трудно вести спектакль, но все было безуспешно. Когда японка подняла голову,  я увидел её лицо и понял, что  вряд ли сможем уговорить отдать куклу. Наш персонаж один в один был похож на нее. Я предложил коллегам своим продать куклу, ну а для спектакля изготовить новую. Именно в тот вечер решил, что мне необходимо овладеть новой профессией.

- Кто был вашим наставником?

- Наставник - Эркин Жураев, на тот момент, главный художник Бухарского кукольного театра. В свое время закончил государственный театрально - художественный институт в Ташкенте. В последние годы работал директором школы - интерната изобразительного искусства города Бухары. Один из интересных и известных художников в Узбекистане. Я предложил ему приступить к изготовлению кукол. Используя глину, он изготовил несколько гипсовых форм для лепки голов. Эркин показал, как делать заготовки для кукол из папье-маше. Начали работать совместно с ним, я лепил заготовки и передавал ему. Он полностью делал сборку, расписывал голову и приносил мне. Я делал эскизы и выкройки, а моя супруга шила одежду: рубашки, платья, халаты. После этого я одевал наши куклы и выставлял на реализацию.

- Сложно ли делать куклы?

- Научиться можно всему, если есть желание и упорство. Со стороны  многим кажется, что  изготавливать куклы очень просто. Мы сами лепили кое-что из папье-маше, в школе или когда ходили в детский сад, вспоминают многие, находясь в нашей мастерской. И вот тогда нам приходится говорить им о том, что мастер по куклам  сочетает в себе художника, скульптора, модельера и т.д.  

Сначала рисуем эскиз. Затем берется скульптурный пластилин, глину и лепим бюстик (головку) куклы. Далее используя, гипс отливаем  форму из двух частей. В дальнейшем используя клейстер (вода с мукой), небольшие кусочки бумаги наклеиваем на форму в 10-12 слоев. Через день, другой, вынимаем заготовку из формы. Отрезаем лишнее, шлифуем наждачной бумагой, соединяем, а потом опять 2 слоя папье-маше и вновь шлифовка. Покрываем водоэмульсионной краской и снова шлифуем и далее процесс, который может от начала до завершения занимать 6-7 дней. Этот рассказ без показа немного скучен и поэтому просто скажу - приходите к нам в мастерскую и на специальном столе вы увидите образцы, каждого этапа нашего труда.

- Как вы стали мастером?

- В начале, на мне лежала обязанность лепить заготовки для кукол. Но время шло и мне захотелось попробовать пойти дальше в процессе изготовления. Попробовал себя в сборке, двинулся далее к покраске. Ну, а когда взялся за роспись лица, то здесь возникли трудности. Рисовать глаза, губки карандашом не так трудно, как кисточкой. Здесь пришлось достаточно долго прикладывать усилия, чтобы овладеть росписью  краской. Все это связано с тем, что у меня не было специального художественного образования. Но все трудности были преодолены и наступлением весны 1976 года, в медресе Нодир Диван Беги, где располагались мастерские ремесленников Бухары, были накрыты столы и приглашены музыканты, ремесленники, художники, представители творческой  интеллигенции для проведения традиционного обряда "миен бандон".

С древнейших времен ученик с разрешения своего мастера - наставника приглашал  и устраивал угощение мастерам своего цеха-гильдии, что бы в их присутствии  получить звание "усто". Если ученик не в состоянии был устроить угощение для проведения такого мероприятия, он так и оставался подмастерьем до конца жизни.

Мой наставник Эркин Жураев, одел на меня халат, завязал пояс. Заткнул набор кисточек за пояс, все как положено в присутствии имама с молитвами, все согласно традиционном обряду. С этого момента я стал  «усто» - мастером.

- Сколько кукол вы сделали за все время работы?

- Трудно назвать точную цифру. Вместе с моей командой, за все годы работы, думаю тысяч семь. На начальном этапе мы с Эркином изготавливали примерно кукол 30 - 40 в месяц.  С годами количество людей работающих с нами увеличилось, соответственно вырос объём изготавливаемой продукции. При большом количестве кукол улучшилась торговля, ведь легче расставаться с куклой зная, что в сундуке есть еще такой  же персонаж.  Да цену уже не надо было держать высокую: ведь объём увеличивал прибыль. Хотелось бы отдельно упомянуть моего главного помощника Зокира Джураева. Когда он появился  в моей мастерской, мне стало намного легче в моей работе. Никогда душа не лежала к торговле, но в силу определенных обстоятельств, мне долгое время приходилось самому продавать куклы. А с приходом этого молодого мужчины, обладающим харизмой, очаровательной улыбкой и умением привлечь покупателей, я мог полностью заняться творческой деятельностью. Именно благодаря ему были годы, когда к концу туристического сезона у нас почти не оставалось  кукол, все продавалось. Довольны были и покупатели и мы.

- Значит, у вас была целая мастерская или цех по изготовлению кукол?

- Нет. Я упоминал, что мастер должен быть хорошим организатором. Мне пришлось приложить немало усилий, чтобы заинтересовать и привлечь к работе золотошвеев, ювелиров, чеканщиков и многих других опытных мастеров. Мастеров, которые имея многолетний опыт, могли выполнить миниатюрную работу. Подобрал и людей, которые могли заняться лепкой кукол вместо меня. Количество работающих над куклой достигло 17 человек. Все работали по принципу надомников. Одни лепили, затем передавали заготовку другим, которые отвечали за сборку и покраску, потом передавали мне. Я расписывал и одевал куклу.

Но в последние годы наш коллектив стал распадаться, кто-то заводит семью, детей, кто-то уходит по другим причинам. Это сказалось на объёме нашей продукции. Например, на пике нашего дела, если мы с командой могли изготовить 120 кукол в месяц, то теперь на такое количество в последние два года стало уходит 3-4 месяца.

- Сколько времени занимает процесс изготовления кукол?

- Туристы тоже часто задают такой вопрос. И я им рассказываю о том, что прежде чем начать работу папье-маше необходимо изготовить форму бюста куклы. Бывали моменты, берешь в руки пластилин и через час, другой перед тобой готовая заготовка для отливки гипсом.  Ну, а иногда...

Однажды я решил изготовить астролога Гусейна Гуслию - персонажа  по книге Соловьева "Насреддин в Бухаре", благо под рукой был эскиз художника Эркина  Жураева. Но прошли час, другой работы с пластилином, а персонаж никак не удается. На следующий день вновь приступил к работе, но вновь ничего не получалось. Занимаясь другими делами, я каждый раз что-то доделывал и переделывал, но тщетно - образ никак не воплощался в пластилине. Работающие рядом со мной во дворе медресе ремесленники других профессий, наблюдая за моими творческими муками, уговаривали меня, что пластилиновый бюст соответствует эскизу. В общем, месяца через два, я ломаю и мну заготовку. Сажусь и буквально минут за 40 вылепился тот образ, который мне подходит, который я хотел.

- Какие материалы вы используете?

- Скульптурный пластилин, гипс, бумага, мука, наждачная  бумага, водоэмульсионная и масляные краски, гуашь, кисточки, картон, дерево, различные шелковые, велюровые, хлопчатобумажные ткани, бязь и многое другое. И поэтому хочу предупредить многих, что себестоимость куклы достаточно высока.

- Были ли у вас ученики?

- Вначале моей деятельности я не брал себе учеников, так как считал, что сам недостаточно владею этим ремеслом. Но однажды, ко мне пришли родители со своими детьми и уговорили меня взять на обучение 9 девочек. Мне тогда самому стало интересно, как я смогу передать дело  другим и как они будут осваивать все это. И конечно когда смотришь, как работают другие под твоим руководством, иногда замечаешь ошибки, которые ты сам делаешь  непроизвольно в работе, и тебе никто не может сказать о них. Процесс изготовления трудоемкий, но очень полезный особенно для детей. Здесь и лепка, которая развивает мелкую моторику рук. Воспитание художественного вкуса, развитие фантазии, творческого мышления, пространственного восприятия у подрастающего поколения. А также возможность раскрыть в них будущих художников или скульпторов.

- Вы проводите мастер-классы?

- Да. По заявке турфирмы, договариваемся о времени проведения мастер-класса, на котором даем краткое, но довольно понятное объяснение о процессе изготовления кукол. Кратко потому, что  весь процесс показать и рассказать нужно за академический  час, то есть нужно уложиться в 45 минут.

- Как ваша семья относилась к тому, что вы занимаетесь куклами?

- Моя семья и родные меня во всем поддерживали. Все, что я предпринимал, начинал и желал претворить в жизнь, их устраивало. Они считали, что если я взялся за какое-то  дело, значит, я должен этим заниматься. Мои родные всегда помогают и поддерживают меня в любых  начинаниях.

- Расскажите о кукольном театре.

- Я уже немного рассказал вам, о том, как был организован костяк будущего частного кукольного театра. Нам оставалось главное - найти кукловодов. Решил произвести набор желающих  среди студентов факультета иностранных языков. И нам хорошо, и молодым людям разговорная практика с гражданами иностранных стран. Набрали 12 человек. Режиссер Бурон Акобиров начал обучать их азам кукольного мастерства. Так в 1995 году мы открыли первый частный кукольный театр-студия "Хумо" в Узбекистане. Через три месяца после образования коллектива мы представили на суд зрителей спектакль "Насреддин женит своего сына". Яркая традиционная одежда, характерные персонажи, музыка на национальных инструментов, зажигательный финальный танец на фоне майоликовых  стен двора  медресе  Нодир диванбеги не оставили равнодушными зрителей из Франции и Германии. Провели показательный спектакль и для организации "Узбектуризм", в надежде, что они постараются ввести его в программу для своих групп, ведь кроме концерта Бухарской филармонии  туристам нечего было делать по вечерам в Бухаре. Но, к сожалению, мы были вынуждены самостоятельно бегать за группами, уговаривая их посетить наше выступление. Достаточно большая сумма денег была вложена мною в создание кукол, декорации, выплаты зарплаты артистам и я решил, что пришло время выбирать или театр или изготовление кукол. Отпустив, так сказать, труппу театра во главе с Акобировым Буроном в "свободное плавание" я полностью посвятил себя  изучению истории изготовления куклы в Узбекистане. Интересно было мне, из чего же изготавливались куклы в Бухаре, и какие персонажи участвовали в уличных представлениях.

- А откуда вы берете своих персонажей, скорее всего из сказок и книг?

- На начальном этапе я пользовался эскизами художника  Э. Жураева. Затем обратился к стандартной узбекской сказке - "Зумрад и Киммат ". В этой сказке ярко выраженные характеры: мужичок - простак, сварливая и злая мачеха, её дочка, со своим нравов  и капризами, трудолюбивая Зумрад, добрая и справедливая фея-старушка. Сделал этих персонажей и тут "полетело, побежало" творческий азарт, вдохновение и как следствие - "Али баба  и 40 разбойников". Это правда арабская сказка, но она интересная и все её  знают. Только у меня не 40 разбойников, а около 20 получилось. Затем  дилогия Леонида Соловьева "Повесть о Ходже Насреддине ", одна из любимых книг юношества. Перечитал книгу первую "Возмутитель спокойствия" и появился ряд персонажей, под названием "Насреддин в Бухаре".

Чайхона, базар это тоже места, где можно встретить интересные типажи. И поэтому не удивительно, что местные жители, посещая нашу выставку, находят здесь знакомые лица: кто дядю, кто тещу, кто сапожника со своей улицы. Удивительно то, что граждане других стран, находят в мастерской своих двойников. И кого только не узнают туристы в наших куклах и Энштейна, Абаму, принца Чарльза.  Два года назад выставили новый персонаж и в тот же день узнали, что бывшего премьер министра Испании зовут Азнар. Об этом нам сообщили испанские туристы, найдя сходство премьера с нашей куклой. За эти годы уже два "Азнара" уехали на родину  в Испанию.

- Какая кукла ваша самой большой по размеру?

- Я не делаю больших кукол, таких как планшетные в рост человека. Мои куклы в основном 40 - 50 сантиметров.

- В какие страны отправились ваши куклы?

- Практически во все страны, откуда приезжают к нам туристы. Самое большое количество кукол купили туристы из Голландии, Бельгии, Австралии, Новой Зеландии, Японии, Франции, США, России. Были такие покупатели, которые работают в школах, детских садах и приобретали кукол для общения с детьми. С маленькими детьми легче вступать в контакт, когда воспитатель или учитель ведет диалог, используя куклу. Покупали куклы и те, кто работали стоматологами. Есть у нас персонаж с некрасивыми кривыми зубами, который попал на рабочий стол в кабинет детского стоматолога. Мне  также приятно, что мои куклы находятся в некоторых музеях мира.

- Влияет ли ваше настроение на персонажи кукол?

- Я думаю - нет. Потому что когда нет настроения, то и нет желания работать. Многие скажут: только с хорошим настроением садится мастер за работу. Если от индивидуальной работы над единичным экземпляром переходишь на конвейер, то здесь уже не играет роль твое настроение, кого расписывать злого разбойника или добрую старушку. Но конвейерная работа так заматывает, что приходит время когда "тошнит " от одного взгляда на куклы. Тут одно лечение забыть про работу, собрать друзей и посидеть в хорошей чайхоне. Сам отдохну от кукол, ну а они от меня.  А когда куда-то уезжал или по каким-то причинам не мог заниматься куклами, то меня тянуло к своему занятию, хотелось вновь взять в руки кисточки, я скучал по куклам и по своему делу. В определенный период я расписывал свои куклы не в мастерской, которая находилась в медресе, но все равно я заходил туда иногда с утра, чтобы "поздороваться " со своими куклами.

- Тяжело ли вам расставаться с куклами?

- Нет, расставаться мне не тяжело. В начале, когда я только начинал заниматься куклами, трудно было расставаться. Потому, что мне тяжеловато было изготавливать, и их было малое количество. Чем больше труда вкладывал в них, тем труднее было с ними расставаться, даже за хорошую цену. Со временем число работающих со мной возросло, что повлияло на объём изготовления кукол. Соответственно и с куклами стало расставаться легче. Я самое главное знал, что у человека, купившего мою куклу  должна быть хорошая душа. Я считаю, что человек, который не играл в куклы и различные игры беден: у него что-то не в порядке с душой. Некоторые заходят к нам в мастерскую и у них ноль внимания на куклы, абсолютно никакой реакции. А есть туристы, уставшие после многочасовой экскурсии измученные под палящим солнцем, попадая в наш выставочный зал, преображаются на глазах. Они оживают, в глазах появляется живой огонек - расцветает душа. И некоторые гиды любили начинать экскурсии с нашей мастерской, потому что они и туристы получали позитивный заряд на целый день. И я доволен, когда туристы покидают нашу мастерскую с нашими куклами.

- Были ли интересные случаи, связанные с куклами?

- Работая в мастерской на втором этаже, услышал плач. Спустившись в выставочный зал, увидел ребенка, который устроил истерику требуя дать ему поиграть с куклой. Не понимая в чем дело, предложил моему помощнику Зокиру дать ему куклу - поиграет и вернет. Наш магазин посетила семья из Казахстана, которая пройдя несколько стендов, сказала, что куклы красивые, но их сын уже имеет любимую куклу и, ни на что ее не променяет. И указали на игрушку шерифа Вуди, которую мальчик прижимал к себе. После демонстрации танца исполненного нашей куклой, гости решили приобрести пару и уложили ее в сумку.  Отложив своего шерифа Вуди в сторону, их сын потребовал, чтобы они отдали их ему, так как он решил поиграть куклой. Беспокоясь за их сохранность, они ему отказали. Вот тогда и началась истерика у мальчика. Родители пытались успокоить  ребенка, протянули ему его любимую  игрушку. Но мальчик так хотел нашу куклу, что швырнул свою любимого  шерифа об стенку. Настояв на своем, ребенок все - таки получил от родителей нашу куклу и успокоился. Я смотрел, как ребенок осваивает под руководством Зокира танцевальные движения куклы. Смотрел на игрушку шерифа Вуди, ноги которого торчали из сумки родителей мальчика и мне было приятно, что наша кукла может конкурировать со знаменитым персонажем.

- Были ли у вас выставки ваших кукол?

- Самая первая выставка была в 1996 году, мои куклы эскпонировались около года в Ташкенте. Коммерческий атташе посольства Америки  Джон Бранденстейн попросил нас с Эркином Жураевым организовать выставку кукол в вновь открытом американском бизнес центре. Мы думали всего на неделю, но посетителям они так понравились, что американцы продлили нашу выставку до года. В 1979 году во  время международного фестиваля кукол в Шарльлевил - Мезьере, Франция, наши куклы выставлялись в пригороде Монруж. Москва, Алма-Ата, Копенгаген, Гент и Руэль -Мальмезон это небольшой список городов в которых куклы выставлялись без моего участия. В 2000 году посетил со своими куклами Германию, где в городе побратиме Бонн, проходила неделя культуры Бухары. В 2008 году прошел отбор и попал в число 160 мастеров из разных стран, которые получили приглашение участвовать в международной фольклорной ярмарке ремесел в Санта - Фе, Америка.

- РАССКАЖИТЕ О МУЗЕЕ.

- Когда я начал заниматься куклами, наткнулся я на интересную статью о Японии. У них есть такая традиция на ежегодный «день мальчиков и день девочек» дарить своим  детям куклы. В богатых семьях японцев одна стена дома полностью выделена для кукол. На полках располагаются соответственно "рангу", от бедных крестьян до императора. Это целый мир со своей эстетикой, религией и даже мимикой: поэтому куклы в Японии, как ни странно, это развлечение не только детей, но и для взрослых. Уже с давних времен куклы официально - национальное достояние государства. Не только в Японии, но и во многих странах мира уделяют им огромное внимание и поэтому не удивительно, что в музеях кукол можно ознакомиться с различными экспонатами.

Мне хотелось показать, что кукольный театр Узбекистана тоже сильно повлиял на культурную жизнь не только Центральной Азии, но и других стран. Начал сбор материала для создания экспозиции "История кукольного театра Узбекистана. Активную помощь, имея огромный опыт в создании экспозиций, оказал Сергей Фадеев. С фотографиями поработал наш известный фотограф Шавкат  Болтаев. Работы по дереву были выполнены мастером Раджабом Хаетовым. Для привлечения туристов, для пропаганды нашего искусства решил обратиться в наш музей, чтобы под их "крылом" открыть отдел "Истории кукольного театра Узбекистана", но получил отрицательно ответ. Работали с вдохновением примерно месяца четыре, и  в 2010 году состоялось открытие экспозиции и выставки кукол в 2-х этажном здании около комплекса Ляби хауз. На сегодняшний день ни один из кукольных театров или музеев Центральной Азии не имеет такой экспозиции.

- В чем минусы и плюсы в вашем деле?

- В первую очередь минус в том, что за годы продвижения своих идей, не было государственной поддержки. Все сам, все своими руками, все за свои деньги. Во-вторых, проблемы связанные с приобретением различных материалов для изготовления кукол. Невозможно в одном городе закупить все необходимое для работы. Что-то приобретается в Бухаре, остальное в Гиждуване, Ургуте, Ташкенте и даже привозиться из России. Все это влияет на удорожание продукции и чтобы получать прибыль, приходиться от создания неординарных кукол переходить на другую систему. Наступает такой момент, когда берешь 50 заготовок и расписываешь их по конвейерной системе, всем подряд губки, всем подряд глазки и т.д. И превращаешься из мастера в обыкновенного "ремесленника". Минусов в работе много и, к сожалению, бесполезно говорить о них. Главная проблема в том, что 1997 году, когда была образована ассоциация "Хунарманд", мы попали не под "крыло" управления культуры, а под юрисдикцию палаты предпринимателей. И поэтому на сегодняшний день только во время выставок, экспозиций и проведения различных праздничных мероприятий мы мастера, а в остальное время - предприниматели, что создает большие проблемы в творческой работе и также превращает нас в "ремесленников".

Но, радует то, что есть в нашем городе люди, которые хотят внести, что-то новое в нашу рутинную жизнь. Недавно пришла ко мне девушка Ситора Хусенова и предложила заняться изготовлением кукол из тканей. Я очень обрадовался тому, что появляются люди, которым интересно внести разнообразие в технологии изготовления кукол в нашем городе. Я согласился оказать посильную помощь, но предупредил, что для меня все равно самым главным остается мое дело.

Недавно посетил "Shankar's  International Dols museum " в Дели. Поразило огромное количество кукол, возможно одно из самых крупных собраний в мире. Наряду с куклами регионов Индии, Европы  и Азии, Америки и Англии я увидел персонажи из стран России, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Туркмении. Тщетно искал куклы из Узбекистана. Мне стало обидно, неужели мало людей у нас, которые  могли бы делать куклы такого стиля. И в тот момент я подумал, о том, что энтузиазм, который есть у Ситоры не пропадет, она приступит к изготовлению кукол не только для детских садов и ее персонажи займут достойную нишу в музеях мира.   

Плюс в работе - появление новых помощников в нашей нелегкой работе. Помощник Зокир заинтересовал своего друга Максуда. Он уже самостоятельно шлифует, соединяет, красит головы кукол. Приятно мне, что Ситора привела ко мне милую девушку Алсу, которая с удовольствием взяв руки кисточки начала учиться расписывать куклы.

Ну, а самый главный плюс в моей работе то, что не расстался я с туристической сферой. Я продолжаю общаться с представителями других стран и народов, знакомя их  нашими куклами, которые являются не только игрушками, но также деталями декора помещений.   

- Что бы вы хотели пожелать?

-Во-первых, я хотел бы пожелать всем молодым людям овладевать различными профессиями, ведь говорят - " молодцу и семьдесят ремесел мало". Во - вторых, я рад что появились статьи раскрывающие тонкости различных профессий, а также мастерства людей, которые внесли вклад в развитие бухарского мастерства. Также хочу всем вашим читателям сказать слова Хун Цзычена:  "Наша жизнь, - писал он, - это кукольное представление. Нужно только держать нити в своих руках, не спутывать их, двигать ими по своей воле и самому решать, когда действовать, а когда выждать, не позволять дергать за них другим, и тогда ты вознесешься над сценой".

- Кого бы вы нам рекомендовали для интервью?

- Усто Миржон Ахмедов чеканщик, художники Сергей Фадеев и Эркин  Жураев.

- Искандар Хамроевич благодарим вас за интересную беседу, за то, что так познавательно рассказали о своем деле. Творческих успехов и удачи вам!

Беседовала Наталья Джумаева.

Поделиться в соц. сетях