Добрый день! Мы рады встрече с вами ака Каромат. Представьтесь, пожалуйста. И расскажите нам, чем вы занимаетесь.

- Добрый день! Я тоже рад, что я и моя профессия вас заинтересовала. Меня зовут усто Мукимов Каромат Ахмедович. Я мастер узбекских народных музыкальных инструментов. Проработал почти 40 лет преподавателем в музыкальных учреждениях по классу рубаб.

«Мукимов Каромат Ахмедович 1944 года рождения. Закончил Ташкентскую музыкальную консерваторию. Работал в большом театре им. Алишера Навои. 40 лет проработал педагогом по классу «Афганский рубаб». Является известным мастером национальных инструментов в Бухаре, который обучил и вырастил более 10 учеников. Которые уже мастерят музыкальные инструменты по всей Бухарской области. Награжден орденом дружбы».

- Вы чините музыкальные инструменты?

- И чиню, и изготавливаю с нуля узбекские народные музыкальные инструменты.

- А где вы учились?

- Я закончил бухарское музыкальное училище. Потом я поступил в Ташкентскую государственную консерваторию по классу афганский рубаб. Во время учебы я работал в большом театре им. Алишера Навои пел в хоре.

- Откуда у вас любовь именно к мастерству музыкальных инструментов?

- Мой отец был мастером – кузнецом и хорошим плотником, а также лекарем. Мне с детства знакомо дело плотника, мой отец меня многому научил, с малых лет я держал в руках рубанок, молоточек и другие инструменты плотника. Еще до школы я любил музыку, любил петь песни и у меня это хорошо получалось. И когда пришел в музыкальную школу меня сразу приняли, хотя я был еще маловат. Продолжил обучение в музыкальном училище, потом в консерватории. При консерватории была экспериментально - музыкальная лаборатория где работали мастера. Мне очень хотелось попробовать изготовить музыкальный инструмент. Когда мой преподаватель зав. кафедры Ашот Иванович Петросян узнал, что я интересуюсь изготовлением музыкальных инструментов, то после окончания консерватории оставил меня на год работать и учиться этому мастерству. В то время в Бухаре не было таких мастеров. Далее А. И. Петросян дал мне направление и я приехал в Бухару работать как педагог и как мастер музыкальных инструментов.

С тех пор впервые в Бухару я привез технологию изготовления узбекских народных музыкальных инструментов. Меня в Бухаре очень хорошо приняли, за мои работы наградили орденом Дружбы. До меня не было мастера музыкальных инструментов, сейчас уже мои ученики продолжают мое дело по всем бухарским областям.

- Скажите, а на каких инструментах вы играете?

- Сейчас я уже не могу сказать, что я хороший исполнитель, давно не занимался, ведь моим любимым делом стало изготовление инструментов. Как сказал великий Бетховен: «Если музыкант не занимался день – он слышит свою ошибку, если не занимался 3 дня - уже народ слышит его ошибки». Когда я был молодым освоил все щипковые инструменты – рубаб, рубаб прима, афганский рубаб, азербайджанский тар, дутар и т.д.

- А какой инструмент вам больше всего нравится?

- Все.  У каждого инструмента свои особенности, свое звучание, на всех нравится играть.

- Сколько времени занимает создание одного инструмента?

- Примерно, месяц, бывает 20 дней. Зависит еще от мастера, от его желания, сил и мастерства. Когда я был молодым, за 4 дня изготовил инструмент к свадьбе своего ученика. Так хотелось ему сделать такой приятный подарок.

- А какой инструмент легче и быстрее всего сделать?

- В изготовление любого инструмента нужно вложить душу и свою любовь. Нет такого инструмента, который бы делался легко и быстро. Чтобы инструмент звучал красиво и звучно не нужно «халтурить» и спешить, нужно терпение, любовь и талант.

- Какой инструмент сложнее всего сделать?

- Я бы сказал не сложно сделать, а трудно достать материал для афганского рубаба. Для него нужен особый материал, нужно дерево которому около 300-400 лет. В этом заключается вся сложность. Афганский рубаб считается уже как музейный экспонат.

- А еще какие трудности есть в вашей работе?

- Струны. Такие струны изготавливают только в Ереване и в Петербурге.

- Сколько стоят сейчас готовые инструменты вы можете сказать?

- Например, обычный рубаб стоит около 200 долларов. Самым дорогим инструментом, который мне удалось продать туристам, был афганский рубаб. За него я получил 2000 евро, его большая стоимость как я уже говорил из-за труднодоступного материала - дерева.

- Легко ли вам расставаться со своими созданиями?

- Свои инструменты я делаю от души, от всего серца и для людей. И когда приходят, например, туристы с других стран и с интересом смотрят и покупают созданные мною инструменты, я радуюсь. И мне приятно, что они несут пользу людям.

- Вы делаете инструменты не только для нашего населения, но и на продажу туристам?

- Конечно, а почему бы и нет. Кроме иностранцев,  часто приезжают и покупают у меня инструменты музыканты из Ташкента. Мои рубабы есть почти во всем мире: в Голландии, в Америке, в Португалии, в Израиле и т.д. Мой сын как то в Америке зашел в музей и увидел там сделанный своими руками рубаб. Только имя там было подписано неправильно, ошиблись на одну букву. Было подписано Отарбек, исправили на Отабек. Мой сын, кстати, тоже стал мастером. 

- А какой инструмент вы сделали самым первым?

- Это был рубаб прима. Мой преподаватель захотел для сына рубаб и я сделал, получился хороший инструмент.

- Вы можете сказать, а сколько всего инструментов вы сделали за свою жизнь?

- Точно не знаю, я как то не считал. Около 50-60 думаю. Починил или отремонтировал, конечно, очень много. Самые лучшие народные музыкальные инструменты в Узбекистане сейчас делают у нас в Бухаре! И они мои ученики. Самое большое количество мастеров музыкальных инструментов сегодня по Узбекистану тоже у нас в Бухаре.

- Кто были ваши наставники?

- Самым первым был мой отец Ахмед Мукимов, он меня научил делу плотника. В экспериментально-музыкальной лаборатории были моими наставниками мастера Абдунаби Абдугафаров и Сирожиддин Мухитдинов, они научили меня работать по чертежам, обучили технологии, показали мне все секреты своего мастерства. Игорь Арамович Аванесян был моим хорошим другом и мы обменивались опытом, он умел делать хорошие инструменты.

- Зависит ли от материала звучание инструмента? Какие материалы вы используете?

-  Да, звучание очень зависит от материала. Самым звучным и хорошим материалом для музыкальных инструментов является тутовое дерево – тутовник. Из него делаем так называемую по нашему «чанок - коса» - корпус. Наши бухарские тутовые деревья прекрасно подходят. А гриф мы делаем из деревьев урюка и ореха. Только с деревом урюка работать немного сложнее, чем с деревом ореха. Струны мы покупаем с ташкентского базара, а изготавливают их только на кабельном заводе в Ереване.

- А было ли у вас такое желание оставить это дело и начать что-то другое?

- Нет, никогда. Было время, работая преподавателем, был сильно загружен, но все равно старался найти немного времени на ремонт инструментов. У меня было две с половиной ставки. У меня даже времени не хватало на семью. Я ведь был единственным мастером в Бухаре. Приходил с работы и дома до 11 ночи, и рано утром с 5 до 7 часов мастерил и ремонтировал инструменты. Приходилось мало спать, но тогда я был молодой, энергичный, полон сил.

- Изготовление музыкальных инструментов – это для вас работа, приносящая доход или любимое дело?

- Это любимое дело и профессия, которое я делаю для души. В свою работу я вкладываю всю свою душу. Мне хочется, чтобы люди играли на моих инструментах, чтобы они приносили им радость, а за качество хвалили меня. Я не думаю о деньгах, когда мастерю. Сейчас уже возраст и даже, если я что то не могу уже сделать, я знаю, что мои ученики мне помогут. И сделают не хуже меня, я спокоен.

- Были ли у вас трудности в вашем деле? Например, где и как открыть мастерскую, набрать учеников и т.д.?

- Нет, не было. Наоборот вышестоящие органы мне предоставили все условия, чтоб я открыл мастерскую и обучал желающих. Руководители ценили мою работу, меня награждали, отправляли на выставки в другие страны, я посетил Пакистан, мой сын, он тоже мастер, был в Казахстане в Америке.   

- Сколько у вас учеников?

- Учеников, которые стали мастерами своего дела 10. В Гиждуване, в Пешку, в Ромитане, по всей Бухарской области, в каждом районе есть мастер – и это мой ученик. От своих учеников я не скрывал ни одного секрета, все то, что я знаю, стараюсь передать им.

- А какими качествами должен обладать человек, чтобы стать мастером?

- Человек должен обладать слухом, чувствовать музыку. Например, продавец чувствует - граммы, спортсмен - метры, а музыкант и мастер чувствует – тон и полутон. Есть мастера, которые умеют работать по чертежам, знают технологию, но когда нужно ставить лапки - у них плохо получается, потому что они не чувствуют музыку. Нужно быть трудолюбивым, аккуратным, терпеливым. Должен уметь и любить работать с деревом. И еще самое главное любить свое дело. Например, у меня есть ученик он по специальности юрист, работает прокурором, но все равно очень любит мастерить музыкальные инструменты, и не хочет бросать своё увлечение.

- Можно ли в вашей профессии обеспечить семью?

- Можно, но тут есть некоторые стороны. Например, в больших городах легче заработать деньги. Потому что население больше, музыкантов, которым требуются инструменты, больше. А в маленьких городах спрос меньше. Возьмем, к примеру, Ташкент, там население около 10 миллионов, 5 мастеров на всех не хватает, а в Бухаре, если 2-3 мастера уже для них работы мало, значит и заработок маленький.

В Бухаре уже самих музыкантов играющих на народных музыкальных инструментах мало, на свадьбах уже не играют на таких инструментах как рубаб, сейчас синтезаторы. Я например, раньше тоже подзарабатывал на свадьбах, пел вживую, играл на народных инструментах. А сейчас фонограммы, синтезаторы. Раньше были певцы те, кто умел петь, а сейчас певцы те, у кого есть рот.

Но все же, если вы станете очень хорошим мастером – то вы всегда будете востребованы!

- О чем вы мечтаете?

- Чтобы было больше моих учеников, чтобы мое дело продолжалось и продолжалось. Хочу собрать старинные народные инструменты, некоторые создать и открыть музей.

- Были ли у вас интересные случаи в вашей жизни?

- Я в полтора года пел песню Карима Зокирова, отца Ботира и Фаруха Зокирова и так получилось, что после консерватории я работал в театре вместе с самим Каримом Закировым. Это был хороший человек. Я ему даже тогда сказал, что самой первой песней, которую я пел в 4 года, была его песня «Жафо килма». Его можно назвать моим первым учителем пения.

Другой интересный случай произошел, когда я учился в консерватории. Стал часто заходить в лабораторию, мне было интересно, как они делают инструменты. Но мастера как я появлялся, бросали свою работу и просто начинали общаться. Я глазами воровал чертежи по которым они работали. Заметив это мастер сказал, чтоб я не заходил к ним, а то начальство ругаться будет. Тогда я просил разрешения скопировать чертежи, мне отказали. Но каким то чудом нашел общий язык с самим начальником лаборатории и попросил заснять все чертежи. После такого моего рвения зав. кафедры Петросян направил меня в лабораторию и оставил еще на год обучаться этому мастерству. А когда меня хотели направить работать в Гулистан, он настоял на том, чтоб направить меня в Бухару, так как в Бухаре не было мастеров.

- Сколько лет вы проработали в театре?

 - 5 лет, это были хорошие годы. В 1970 году закончил музыкальное училище, поступил в ташкентскую консерваторию и параллельно работал в большом театре им. А. Навои.

- Расскажите по порядку, как вы изготавливаете инструмент?

- Рубаб – это струнный инструмент, он имеет выпуклый деревянный корпус, натянутый декой из кожи и гриф.

Чтобы сделать инструмент нужно древесину сушить самое мало это пять лет. Отрезать от дерева кусок и сразу начать делать из него инструмент – это очень большая ошибка, это значит, нет инструмента. Пять лет нужно сушить заготовки, целым куском тоже оставлять не желательно, оно может треснуть.

Сначала подготовленное дерево, просушенное дерево по циферблату и чертежам вырезают, выпиливают. Потом дерево шлифуют наждачной бумагой, промывают, снова шлифуют и так до блеска. Подготовленную кожу сома (кожа рыбы) вырезаем нужного размера, натягиваем и заклеиваем. Гриф делаем по чертежам. Натягиваем струны, лапки ставим на место. Всё не расскажешь – это нужно увидеть! Но самое главное – делать инструмент от души, делать его с любовью, тогда он заиграет, «запоет» красиво и звучно.

- Верите ли вы в чудеса? Были ли у вас чудеса?

- Чудеса были, сейчас уже все не припомнишь. Я считаю, случилось чудо в моей жизни, когда я поступал в консерваторию. После окончания училища мне не хотели и не дали направление на учебу в консерваторию. Мне сказали, ты семейный (тогда я уже был женат) не сможешь учиться до конца, бросишь, а место на поступление занимаешь. 17 студентов получили направление, а мне не дали. Но, я хотел учиться дальше, я все равно пошел поступать даже без направления. И в итоге, из 18 студентов из Бухары - поступили троя. Я был один из них. У нас было 7 экзаменов, я все сдал хорошо только диктант прошел не очень хорошо, так как я обучался на таджикском языке, а не на узбекском. Но, несмотря на это я все равно поступил!  

- Расскажите о своей семье.

- Моя семья моё богатство. Моя семья всегда меня поддерживает меня и заботится обо мне. Два моих сына Отабек и Улугбек продолжают мое дело, они тоже мастера. Улугбек сейчас работает в музее, но если нужно он может сделать инструмент. Отабек уехал в Америку на выставку. Я обучил своих племянников и даже внуков своему делу.

- Чем вы гордитесь в свои 72 года?

- Горжусь своими учениками, горжусь своими созданиями. Горжусь тем, что на моих инструментах играют не только в Узбекистане, но и в других странах. В музеях разных стран в Голландии, в Палестине, в Америке, в Португалии есть мои инструменты. Горжусь своей семьей.

- Если бы была возможность прожить жизнь заново вы бы пошли бы по этому пути, стали бы мастером?

- Да. Ничего бы не поменял. Всё, что я делал - я любил этим заниматься. Пел с детства, пел в большом театре в Ташкенте, научился играть на музыкальных инструментах, закончил консерваторию. Стал педагогом, мне нравилось преподавать. Освоил мастерство изготовления музыкальных инструментов. Я доволен своей жизнью.

- И в конце у нас традиционный вопрос, чтобы вы пожелали нашему проекту?

Вашему проекту хороших, интересных людей и удачных материалов.

- Кого бы вы нам посоветовали для интервью?

- Жалилов Дехкон, это мой ученик, хороший мастер, братья Нарзуллаевы – мастера керамики в Гиждуване,  Рахматуллаев Хикмат – чеканщик.

Спасибо вам  Каромат Ахмедович, было интересно с вами побеседовать. Всего вам хорошего!

Беседовала Наталья Джумаева.

Поделиться в соц. сетях