Здравствуйте, Шавкат Наврузович! Мы очень рады вам и пригласили вас, чтобы вы поделились своими достижениями и успехами, рассказали о своем искусстве.

- Здравствуйте! Я с удовольствием расскажу о своей деятельности, и о том, чем я живу.

«Болтаев Шавкат Наврузович 1957 года рождения. Обучался в Бухарском Государственном музыкальном училище, также закончил исторический факультет Бухарского Государственного Университета. Участник и жюри многих международных фотоконкурсов  и фестивалей. Внес большой вклад в выпуске ряда книг и фотоальбомов. Создал в Бухаре фотогалерею, которая вошла  в туристические  путеводители. В своем багаже имеет немало  учеников, в том числе и из других стран, добившихся хороших результатов».

Чем вы занимаетесь?

- Более 30 лет профессионально занимаюсь творческой фотографией, к фотоделу меня тянуло с детства. Я родился и вырос в Бухаре и всему, чему я достиг в жизни, во многом обязан своему родному городу.

Кто или что вас привело к этой профессии?

- До 6 класса я хотел стать инженером, только из-за красивого звучания слова, хотя не имел ни какого понятия об этой профессии. Однажды друг пригласил меня к себе домой и показал, как сделать фотографию, как проявлять и закреплять. И мне так понравился этот процесс, что я просто влюбился в это дело. Я помню наши первые снимки, было много радости и воодушевления. В те времена в Бухаре проходило много киносъёмок. Съёмочная группа, операторы, режиссёры, аппаратура, слова «Мотор!», «Стоп! Снято!»… все это так  завораживало, что я с упоением  наблюдал за всем этим. Тогда я понял, что это моя стихия. Глубже стал  интересоваться, как и чему нужно учиться, чтобы стать кинорежиссером. Мне сказали «начни с фотографии». А в кино нужно знать все:  музыку,  фотографию, живопись, историю, литературу и т. д. Особенно надо читать много книг. Прислушиваясь этим  советам, начал вплотную заниматься фотографией и моя жизнь круто изменилась.

С 13 лет начал снимать, уже у меня был свой фотоаппарат. Я помню свои первые снимки. Мне всегда хотелось запечатлеть людей в движении и поймать моменты. До сих пор дома хранятся некоторые мои ранние фотографии.

Расскажите о своем первом фотоаппарате.

- «Смена 8» - обычный, как и у всех, не дорогой, легкодоступный фотоаппарат, семья со средним достатком могла его себе позволить.

Была такая интересная история с моим первым фотоаппаратом. Мне подарили велосипед на моё тринадцатилетние, но я мечтал о фотоаппарате. Велосипед стоил где-то 40 рублей, а фотоаппарат 15. Когда я попросил родителей купить мне фотоаппарат, они отвечали «мы же купили тебе велосипед». И тогда я решил продать свой велосипед. Ничего не сказав родителям, отправился на базар. Ко мне подошел крепкий, здоровый хам, засунув в мой карман 10 рублей, схватил велик и начал уходить. Он был настолько крупным и чудовищным, что никто на базаре от страха не захотел даже вмешиваться. Я некоторое время со слезами на глазах шел за ним и просил его вернуть велосипед, но все это было бесполезно. Мне было так обидно, ведь на полученные 10 рублей я не мог купить себе фотоаппарат. Пришел в слезах домой, рассказал все маме. Спасибо маме, она меня поддержала, добавила мне денег. Так я купил свой первый и долгожданный фотоаппарат.

Отцу, правда, немного пришлось соврать по поводу стоимости и неприятного инцидента. Так как семья у нас была большая, и было нелегко всех одеть и обуть. Помню, как мы дома с мамой и сестренкой решили, как и что мы будем говорить отцу о продаже велосипеда и покупке фотоаппарата. Обошлось все хорошо. Так с 1970 года пошли мои первые кадры.

А семья была большая у вас?

- У родителей моих было 10 детей. Сейчас все обустроены, живут своей жизнью. Когда пришло время выбора профессии, я долго упрашивал отца отпустить меня учиться в Москву киноискусству, но он был непреклонен и хотел, чтоб я жил рядом с родителями. А тогда получить хорошее образование кинорежиссера можно было только в Москве или в Ленинграде.

От безысходности остался в Бухаре, продолжал заниматься фотографией. Если человек действительно, а не на словах, любит свою профессию, вкладывает всего себя в неё, то в итоге он обязательно будет вознагражден, и далее придет признание, и все другие блага.

О каком вознаграждении вы говорите?

- Мне раза 5 посчастливилось побывать на съемочных площадках, находиться рядом с знаменитыми режиссерами и операторами, работать с ними в одной команде. В 2002 году я работал над фильмом «Хранитель» об Омаре Хайяме с голливудскими кинематографистами.  Россияне снимали фильм в Бухаре «Родина ждет». Это была очень хорошая творческая группа. Участвовал  я также в съемках узбекских фильмов. Я считаю, что это было подарком судьбы для меня, я попробовал, ощутил весь вкус этой профессии и научился многому.

А какое у вас образование и где вы учились?

- У меня  два образования: средне специальное музыкальное и высшее педагогическое. Я благополучно окончил музыкальную школу по классу гиджак и музучилище. Мой отец очень хотел, чтоб я стал музыкантом. Я согласился, что навыки музыки никогда не помешают. Далее я заочно закончил исторический факультет БГУ. Я не терял надежду, что когда-нибудь займусь кинорежиссурой. А для этого нужно быть разносторонне развитой личностью.

Были ли у вас наставники или учителя по фотографии?

- В те времена в  Бухаре  было немного тяжеловато найти наставника, но были кружки во дворце пионеров и в станции юных техников. Но я не попал в фото-кружок, так как группы были наполнены. Я не отчаивался и учился сам. Я находил соответствующую литературу, много читал, все изучал. Вообще, я очень люблю читать,  до сих пор продолжаю читать вечерами. В разных журналах рассматривал опубликованные работы знаменитых фотографов, подмечал для себя нужное и интересное. Позже появилась возможность обучаться и участвовать в семинарах и конкурсах. Сказать, что у меня был такой-то наставник, тоже не могу. Можно сказать я самоучка.

У бухарских фотографов были некоторые сложности в фото обработке. Вода здесь соленая, с определенными химическими элементами, которые усложняли процесс проявления фотографии. Как раз таки семинары нам помогали находить выход из этой ситуации. Приходилось использовать вместо обычной воды дистиллированную воду. Были технические сложности, но благодаря общению, обмену опытом с фотографами из других стран мы совершенствовались, росли в профессионализме. Мы занимались не только фотографией, но и пробовали снимать любительское кино. В те годы проводилось много фестивалей и конкурсов, поощрялись новаторство и новизна в этой сфере. Меня начали приглашать в Минск, Баку, Москву, Санкт-Петербург… Были поездки в Киргизию, Туркмению и т.д.  

Вы создали интересную фотогалерею, откуда у вас такая идея и как вы её создали?

- В 1985 году я открыл свою фото студию, было у нас 2 штата, она получила статус и стала называться народная фото-киностудия «Ситора». Люди могли приходить к нам и учиться, возрастных ограничений не было. Наша студия очень активно участвовала во многих выставках, семинарах, симпозиумах. Тогда мы ещё не думали открывать галерею или выставочный зал. Потом были поездки в Ташкент, Москву и Санкт-Петербург. Порой были поездки по 5 раз в год. Мы отправляли своих студентов и участников на выставки. К нам в студию приезжали фотолюбители из разных стран: из Польши, Болгарии, Чехии, Германии, США и др. Однажды друзья предложили нам выставить все наши удачные работы напоказ, чтобы все люди могли посмотреть и оценить. Это привело к тому, что мы стали собирать интересные и удачные фото- работы с помощью друзей и создавать постепенно галерею.

В 2003 году общими силами мы создали первую в Узбекистане ННО по творческой фотографии, она называлась «Бухарский центр развития творческой фотографии». Этот центр просуществовал до 2009 года. Выставочный зал стал посещаемым и многолюдным. Кто-то просто пробегает глазами и уходит, кто-то может смотреть на фото часами, рассматривая и вглядываясь в каждый снимок, пытаясь понять заложенный смысл в фотографии. Были случаи, когда женщины плакали от глубоких впечатлений, глядя на снимки, прочувствовав душой, словно стали участниками событий на фото.         

На сегодняшний день информация о нашей фото-галерее есть во многих  зарубежных путеводителях (гайдбуках) на разных языках, она вошла в сборник интересных мест.

А вы сейчас проводите мастер-классы и есть ли у вас ученики?

- Да, и ученики есть, и мастер-классы давал. За все годы было много мастер-классов  в разных странах мира. Один из незабываемых мастер-классов я проводил в Дании в 2004 году, где по инициативе моего близкого друга, советчика и известного музыканта Нишонджона  Атамурадова была организована поездка, цель которой ознакомить датских студентов с фольклором и фотоискусством  Бухары. На данный момент я пока этим не занимаюсь, но в скором времени возобновлю. Были и такие ученики, которые познав азы фотографии, поняли, что это не их профессия. Кто-то учился ради интереса, просто как любитель. Но есть ученики, для которых фотоискусство стало их жизнью, профессией, их любимым делом. Они нашли свое направление в сфере фотографии и уже добились больших результатов, я ими очень горжусь. Таких учеников  больше 10.  Например, в 2005 году в Ташкентском международном Фотобиеннале, где я  участвовал в качестве международного жюри, одна из моих учениц - Зилола  Саидова получила серебряную медаль, всего одного бала не хватило, чтобы занять ей первое место, она уступила участнице из Голландии.  

У меня была ученица француженка Одре Лему. В 2001 году ко мне в галерею пришла девушка, долго рассматривая мои работы, попросилась ко мне в ученицы. Я был удивлен, что девушка из Франции хочет стать моей ученицей. Я дал согласие, и мы начали занятия. Она хорошо говорила на фарси и приехала в Бухару, чтобы изучить диалекты нашего региона.  Я брал ее везде с собой, вместе фотографировали, анализировали наши снимки. Однажды с ней приключился такой казус. Я планировал снимать наш национальный ритуал Суннати (обрезание). Одре я не хотел брать, так как это все-таки обрезание: «Участие женщин там не желательно» - говорил я ей. Но она твердила: «Я же француженка (европейка), хочу посмотреть, мне все интересно, интересны ваши обычаи и традиции. Я смогу, я не боюсь». Но когда она увидела, что происходит на обрезании, упала в обморок. Бедный врач не знал к кому бежать, то ли к мальчику, то ли к ней. Мальчик пришел в себя через полчаса, а она только через час. Придя в себя, она не сразу поняла, что произошло. Одре до сих пор с удовольствием занимается фотографией, выпустила фотоальбомы  и успешно выставляется. На своих выставках с гордостью указывает и говорит, что училась в Бухаре у Шавката Болтаева.

Что бы вы посоветовали молодым людям, которые хотят заняться фотографией?

- Для начала, нужно пойти учиться к профессионалу, который покажет и расскажет все аспекты и технику фотомастерства, объяснит как работать с камерой, что такое светотень, глубина резкости и т.д. Человек, который серьезно хочет работать в этой сфере должен постоянно учиться и развиваться, искать свое направление и стремиться достигать успеха в своем деле. Сейчас у молодежи столько возможностей и способов по развитию, нужно только желание и труд, стремление и вера в себя. Больше учиться фотоискусству, не останавливаться на достигнутом, постоянно развивать и совершенствовать свой профессионализм.

Отмечу в Узбекистане существуют две школы (течения) фотографии: в Бухаре и в Ташкенте. Каждая школа отличается по своему стилю. Бухарская школа делает упор на этнографию, на быт, на жизнь людей разных национальностей. В Ташкенте более многосторонние направления и  большой контингент фотографов.

А какую фототехнику лучше использовать начинающему фотографу?

- Лучше начать с пленочного фотоаппарата, чтобы прочувствовать сам процесс, проанализировать какие плюсы и минусы имеет пленочный фотоаппарат, а какие цифровой. Я много лет проработал с пленочным, а с 2008 года я постепенно перешел на цифровой. И хочу сказать, что я до сих пор страдаю, потому что, пленка больше передает жизнь, что не дает цифровой фотоаппарат.  А какой модели выбрать фотоаппарат – это уже выбор самого фотографа. Сказать лучше производитель тот или иной не могу. Сейчас очень большой выбор и много хорошей фототехники. Кому-то нравится одна модель, кому-то другая. Ну а я «Кэнонщик» (CANON).

Какими качествами характера должен обладать фотограф?

- Я думаю человечность, общительность, фотограф должен нести в себе положительную энергетику, ведь работая с людьми нужно их расположить к себе. Для фотографа главное чутье. Глаза должны быть всегда «открыты миру», чтобы суметь увидеть, найти наиболее интересное, суметь прочувствовать. Между прочим, у женщин очень развито это, я бы сказал, природой заложен вкус, сочетание цветов, стремление к какой-то гармонии во всем: в одежде, в интерьере и т.д.

Я всегда говорю своим ученикам, у вас всегда фотоаппарат должен быть под рукой. Даже если вы спите, пусть он будет рядом, потому что никогда не знаешь какой удивительный момент, ты сможешь запечатлеть через минуту.

У меня у самого были упущены очень интересные, очень жизненные моменты, которые я не смог сфотографировать. (Пейзаж – дождь, радуга, лучи солнца. Цыганка, кормящая ребенка грудью). Не вовремя закончивалась пленка – и мне становилось досадно.

Еще хочу сказать, нужно быть трудолюбивым, нужно много ходить, чтобы найти и заснять интересное, нужно искать, нужно не лениться, а двигаться.

Что нужно сделать, чтобы фотоснимок стал маленьким шедевром?

- Все мои снимки, которые выставлены в галереи разнообразны по своему жанру.

Если вы заметили у меня много черно-белых фотографий, они считаются классическими. Любая фотография может стать шедевром, если она сделана в нужное время и в нужном месте. Это четкий и точный ответ, потому что для фотографа нужное время имеет огромное значение. Определенный свет, живой момент, искренние эмоции на лицах людей - основные требования к фотографии.  

По своему направлению я фотограф-документалист. Есть и много других направлений фотографии такие как: спорт, свадьбы, мероприятия, природа, животные и т.д.

Можно еще подробней раскрыть, что отличает хорошую фотографию от обычной?

- В хорошей фотографии должен быть смысл. В фотографии должно быть мгновение, рассказывающее о многом. Чтобы человек, рассматривая ее, смог увидеть в ней какую-то жизнь или историю. К примеру, рассмотрим одну из моих работ.

Посмотрите на линию лестницы – каждая ступень это как шаг, период человеческой жизни. Ступени плавно поднимаются все выше и выше, так и человек с первых шагов поднимается и взрослеет, а потом стареет - это словно человеческая жизнь. Посмотрите, девушка на пике молодости, у нее все впереди - она на вершине лестницы. А вот дедушка, который уже прошел свой жизненный путь, он уже на спуске лестницы на последних ступенях. У этой фотографии есть своя философия.

Бывают очень удачные кадры, где есть и красота, и замысел. А бывает, что фотография очень красочная, яркая, но она пустая, не вызывает никаких эмоций.

На моих фотографиях человек - творец и главное лицо. Человек символизирует жизнь, поэтому всегда и везде у меня на первом плане стоит человек. Если не человек, то хотя бы животное или живое существо.

Что недопустимо для фотографа?

- Ложь в фотографии. Ложь - это постановочная фотография. Пафосные, помпезные фотографии -  в них нет искренности эмоций, нет живого момента, нет того, что есть в фотографиях, сделанных спонтанно и неожиданно. Знаток видит, где фальшь, а где настоящий момент и творческий снимок. Хотя, в обычных фотографиях на праздничных мероприятиях и свадьбах постановка приемлема. Кому как. Но если и тут проявить творческий подход – можно сделать шедевральные фото снимки.

Я думаю, когда ты любишь свою профессию и всецело отдаешься ей, то это оценивают и судьба преподносит приятные сюрпризы … Однажды, по воле случая, мне передали большую коллекцию, 75 книг самых именитых фотографов мира. Это богатая по содержанию коллекция шедевров. Сейчас у меня их уже больше ста. Многие гости, и посетители галереи изъявляют желание полистать эти уникальные книги.

Еще был один случай в моей жизни. Приходит ко мне как-то человек и приносит старинный альбом, говорит: «С машины, нагруженной макулатурой, выпал альбом, может вам пригодиться». Я открываю, а там фотографии известных бухарских мастеров: гончаров, ювелиров, золотошвеев, реставраторов, медников и других, которые были снятые в 50-60 годах прошлого столетия. Даже есть фото отца знаменитых братьев гончаров Нарзуллаевых из Гиждувана. Человек нашел, не поленился, от души передал мне - это ведь своего рода вознаграждение.

Шавкат ака, профессии фотографа можно ли научиться любому человеку или это должен быть талант и дар с рождения?

- Отвечая на ваш вопрос, скажу так. У фотографа должно быть чутье (чуткость), фотографическое видение, чувство восприятия красоты – это как талант, который дается богом с рождения. И далее можно его развивать: нужно наблюдать, рассматривать, замечать, ходить на выставки, читать литературу, быть близким к искусству. Если есть у человека задатки, то можно стать фотографом в любом возрасте - самое важное это желание и труд.

Съемка вашей мечты: кого или что бы вы хотели снять?

- Все творческие люди хотят сделать, создать что-то необыкновенное, что-то хорошее. У меня есть мечта, никак не получается пока ее воплотить в жизнь - заснять архитектурное великолепие- Мавзолей Саманидов в течение дня. Начать съемки на рассвете и закончить на закате. При различном угле попадания лучей света на мавзолей Саманидов. Если каждые полчаса делать снимки мавзолея, то можно увидеть, меняющееся оттенки света и гармонию форм архитектурных  элементов сооружения, как он чудесно меняет свой облик. Это и своего рода отличный мастер-класс для учеников, чтобы они поняли, что такое светотень, и насколько она важна и эффективно для фотоискусства.

Я вам скажу, как в живописи, так и в фотографии нет предела совершенству, творить в этом направлении можно бесконечно долго, нет предела, нет границ. Миллионы способов, миллионы возможностей, миллионы всевозможных вариантов, просто надо пробовать и делать, делать от души. И не говорить, что я достиг всего.

В чем плюсы и минусы вашей профессии?

- Плюсы  этой профессии – это неисчерпаемая творческая работа, которая может принести человеку заслуженное признание. Фотограф фиксирует секунды жизни на длительное время, тем самым даря возможность человеку снова вспомнить, снова вернуться и ощутить то время, которое запечатлено на снимке. Если человек действительно будет работать и развивать себя в этой профессии плюсов будет много.

Минусы именно творческой фотографии в том, что это не совсем быстрый и прибыльный заработок, больших доходов в ней не найти, но обеспечить себя можно.

Охарактеризуйте себя, какой вы человек?

- Я открытый человек, как говорят «душа нараспашку». Стараюсь помочь всем, чем могу. Очень ценю дружбу, у меня по всему миру есть много друзей. Но если меня обидят или предадут, я, наверное, не смогу простить.

Чем вы любите заниматься в свободное время?

- В свободное время я рисую, особенно зимой, когда свободного времени больше. Начал увлекаться стилем рисования «Эбру», он очень популярен в Турции, в Иране и в Бухаре.

Известный бухарский художник Хакимов Рахим  для нас является учителем по этому стилю. Он своим творческим подходом способствовал развитию и созданию нового бухарского направления этого искусства. И у нас Бухаре получился своеобразный стиль рисования. Сейчас Р.Хакимов работает над созданием бухарской школы «Эбру». Я один из его учеников, пока учусь, но уже создал свои интересные работы.

Еще с удовольствием читаю, особенно перед сном. Заказываю книги через интернет. Друзья рекомендуют наиболее интересные и познавательные книги. Уже в моей коллекции более 5000 электронных книг. Старайтесь прививать любовь к чтению своим детям, покупать интересные развивающие книги и поощрять их за чтение.

Смотрю кино, конечно, не все подряд, а интересные и содержательные фильмы.

Фотография это ваше призвание, ваше хобби, ваша работа или ваша жизнь?

- Фотография - это действительно моя жизнь. Вся моя жизнь связана с фотографией. Чего только не было за все годы моей работы: где - то не пускали, где - то не разрешали фотографировать, кто-то отговаривал меня типа «зачем это тебе нужно».  Бывало, что я уезжал и долго ходил по горным районам с одной лепешкой в сумке, лишь бы найти и запечатлеть что-то интересное. Знаете, ещё есть внутренний голос, который иногда говорит «Тебе это надо? Бросай, займись другим делом», но все равно душа стремилась к этому виду искусства. Для меня это призвание делать снимки, которые доставляют радость, которые заставляют думать и размышлять.

Насколько нужна и важна поддержка близких в вашей профессии?

- Поддержка близких людей очень важна для каждого и при любой другой профессии. Я помню, было, такое, что родителям моей первой жены не нравилась моя профессия, они хотели, чтоб я оставил свое ремесло и занялся более денежной перспективной работой. Я тогда преподавал в музыкальной школе и занимался фотографией. Но я не стал заниматься тем, к чему не лежит душа. Мы разошлись с женой, но с сыновьями у меня очень хорошие отношения, мы общаемся и поддерживаем друг друга. Откровенно говоря, у меня сейчас третий брак, и наверно это связано с выбором моей профессии. Сейчас у меня все в порядке, моя супруга моя опора и поддержка.

Не могу не отметить поддержку моих близких и дорогих друзей.

Были ли переломные моменты в вашей жизни, когда хотелось все бросить и начать что-то другое?

- Как сейчас вспоминаю, с 1993 по 1998 год был тяжелый период для меня. Пришлось даже  продать часть фототехники, чтобы выжить. Подрабатывал на свадьбах, представляя свои услуги фото и видео съемок. Это отвлекало меня от творчества. Эти времена для меня были переломными, но я выдержал и перешел этот этап.

Есть ли у вас какой-то жизненный девиз, высказывание, которое близко вам?

- Есть. Это высказывание великого Б. Накшбанди «Дилба ёру, даст ба кор», что в переводе означает «Сердце Богу, рука в работе». Я бы написал эти слова золотыми буквами в школьных учебниках. Ведь сколько смысла в этом высказывании. Действительно, в сердце должна быть вера, а руки должны быть в труде, в стремлении сделать что-то хорошее. Нужно больше делать, меньше говорить. От тех, кто много говорит толку мало.

Какие у вас планы на ближайшее будущее?

- Я уже побывал в более 30 странах мира с выставками. А в сентябре планирую посетить Турцию. Там пройдет большой суфийский фестиваль в честь Джалолиддина Руми. Это персидский поэт XIII века, мистик, суфий. Фестиваль состоится в городе Конье, где похоронен Джалолиддин Руми. В этом фестивале будет сосредоточена вся суфийская культура мира, там будут танцы, стихи, концерты и выставки. Сам губернатор города написал мне и просил, чтоб я поучаствовал в этом фестивале и  представлял Узбекистан, в частности город Бухару и выставил 20 лучших снимков.

Большинство людей всю свою жизнь занимаются накопительством денег, различных предметов роскоши, домов, машин и т.д. А есть люди, которые считают, что важнее жить и путешествовать получать новые впечатления и эмоции. В моих планах еще много путешествовать по миру и представлять Узбекистан, город Бухару и вносить свой вклад в развитие фотоискусства.

Что бы вы пожелали нашему проекту?

- В Бухаре рождались и рождаются очень талантливые люди. У нас здесь богатая история и культура, переплетение национальностей. В древности Бухара считалась городом просвещения и образования. Здесь люди издавна стремились к науке и к самообразованию. Я очень рад, что у нас появился такой проект, есть такие талантливые ребята как вы, которые идут в ногу со временем и создают новый формат знакомства с интересными личностями нашего города. Я желаю вашему проекту развития и много интересных материалов.

Порекомендуйте нам интересных людей, у кого мы могли бы взять интервью?

- Рекомендую талантливого художника – моего учителя Рахима Хакимова, очень много интересно он вам расскажет о своем творчестве. Алишер Нарзуллаев мастер керамики из Гиждувана. Предлагаю еще вам заслуженного тренера Узбекистана по боксу Олима Мухамедова, который воспитал несколько чемпионов мира.

Шавкат Наврузович, спасибо вам за встречу и за то, что столь подробно раскрыли суть творческой фотографии. Многие оценят и многим даже будут полезны ваши советы и автобиографический рассказ.

- Я благодарю вас за приглашение, за предоставленную возможность делиться впечатлениями и высказаться.

Беседовала Наталья Джумаева.

Поделиться в соц. сетях